Site icon Новоуральский городской портал

Равняйсь! Смирно!

«Запрещаются экстравагантные стрижки и причёски (дреды, ирокезы и т.п.), окрашивание волос в яркие неестественные оттенки. Запрещено ношение пирсинга, татуировок».

(из школьного устава)

– Недавно в местном ВК был опубликован отрывок из устава одной новоуральской школы, где, помимо прочего, содержался запрет для учащихся на экстравагантный внешний вид. И хотя школа не называлась, надо признать, что ситуация распространённая.

– Пожалуй.

– И судя по количеству и эмоциональности откликов, тема сумела раскидать новоуральцев по разные стороны баррикады.

– Я перепостил материал к себе в Fb-ленту, и он выдал мне порядка сорока комментариев. Накал многих из которых зашкаливает. Поэтому соглашусь: до баррикад тут и впрямь недалеко. Камней преткновения два. Право на самовыражение. И способность к принятию инаковости.

– В Fb и ВК главные копья ломались всё-таки на том, что надо знать, где и когда самовыражаться.

– И что школа – не то на свете место, где этим стоит заниматься. Да, эта мысль звучала очень настойчиво: «Школьная форма должна быть единой для всех. В целом по стране… Она дисциплинирует и в школе, и на уроке, и на улице по дороге домой». «Школа это вам не петушиный двор! Взяли моду: пирсинг, тату, волосы цветные! Не рано ли себя взрослыми почувствовали? Хочется выделиться – звиздуйте в цирк!» «В школе надо самовыражаться глубокими знаниями, адекватным поведением и аккуратным внешним видом». «Средневековье это – татуировки, пирсинги в носу и в ушах (в том числе и депутатских), яркие и неестественно окрашенные волосы». Однако совершенно очевидно, что авторы реплик подобную эстетику не принимают просто потому, что она их бесит. Вот тупо – бесит и всё. А разговоры о школьной поре и глубоких знаниях – от лукавого.

– А вы бы это всё разрешали?

– Я бы это всё не запрещал. Человек должен учиться распознавать себя, свои интересы и предрасположенности, свои коммуникативные возможности. И не где-то там, за школьными скобками, а здесь и сейчас. Поскольку школа – не только место учёбы, но и самый насыщенный в плане социального опыта полигон. Да и судьи – кто? Кто будет определять степень экстравагантности? Директор? Завуч? Вахтёр на входе? И каковы критерии?

Существует несколько неубиваемых мифов.

Миф первый: запреты уберегают. Не обольщайтесь. Запретный плод всегда сладок. И именно он способен возбудить самые невероятные желания. И то, что вам не дали совершить вовремя и безболезненно, вы всё равно совершите – только позже и не без последствий.

Миф второй: все причуды – от лени и неспособности трудиться, а выделяться надо умом и спортивными достижениями. Не верьте. Подросток – сильно другой. Он глубже и многограннее, нежели мы привыкли о нём думать. В нём запросто умещаются и учёба, и спорт, и причёски, и друзья, и шмотки. Ещё и на музей с кино да на покурить останется. А как только вы перестанете скрежетать зубами на его татухи и пирсинги, он успокоится и перестанет вам отвечать тем же.

Миф третий: одинаковость устраняет неравенство (имущественное, социальное). Не надейтесь. Внешняя одинаковость даёт лишь иллюзию равенства. Которая и так-то действует на зрителя лишь в первом акте. А в устойчивых коллективах она никому даже уже не мерещится.

Миф четвёртый: единая форма дисциплинирует. Ничуть не бывало. Единая форма – первый шаг к единому мировоззрению. Именно в этом её главная задача. Эстетика на службе идеологии. Мечта любого авторитарного государства. Есть ситуации, когда униформа необходима – для распознавания (своих среди чужих, сотрудников спецслужб, нужного бренда). Или целесообразна – при работе в определенных условиях. В остальном это способ приведения к единому знаменателю. Ментальному. Поведенческому.

– Каков замах! Начали с ирокезов, а закончили государством.

– Кстати, на этих мифах довольно долго и успешно существовал весь советский строй. По которому так тоскуют поборники единообразия. Из комментариев: «Было бы неплохо… строем в столовую и обязательно с песней! Ведь песня строить и жить помогает!» «Вот для этого и нужно возрождение идеологии. Не случайно большевики взяли на вооружение идею скаутского воспитания и не только воплотили эту идею в пионерском движении, но и расширили её до более старшего возраста, до комсомола». Уже тогда государевы мужи понимали, что от стиляжного кока недалеко до свободомыслия. А там рукой подать до диссидентства. Внешний вид во многом определяет и бытие, и сознание.

– Получается, на вычурность нужна своя смелость?

– А то. Из ленты: «Для того, чтобы иметь отличные оценки и спортивные достижения, нужно пахать и пахать. А здесь – ни пахоты, ни труда, ни напряженных тренировок. Просто покрасил волосы в жуткий цвет или дырку в ухе просверлил, и ты уже герой». «Все перечисленное в среде подростков – это попытка преодолеть жуткий комплекс неполноценности». Автор цитат, возможно, удивится, но позволить себе выглядеть (а ещё думать, говорить, поступать) так, как считаешь нужным, зачастую труднее, нежели добиться чего-то в спорте или учёбе. Поскольку гораздо менее одобряемо. А даже порицаемо. А то и наказуемо. На самость – нужна смелость. Особенно в агрессивных средах.

– Со знанием дела говорите.

– Я эти вещи испытал на себе. Серьга в левом ухе (том самом, депутатском), усугублённая рваными (летом) джинсами, лысой (круглый год) головой и трёхдневной щетиной, – всё это предоставило мне богатый материал по части реакции со стороны окружающих. Некоторые, несмотря на то, что давно и неплохо меня знают, так и не смогли ни понять, ни простить. Из моего Fb: «Можно ещё в нос вставить серьгу, да и других мест на физиономии много. Сразу всем будет видно». Раздражение в мой, уже далеко не подростковый, адрес только доказывает, что чёс о «пахоте, труде и напряженных тренировках» – лишь дымовая завеса для с трудом скрываемой неприязни.

– А зачем вам вообще понадобилась серьга?

– Люди в своей жизни постоянно что-то меняют. Мебель, партнеров, место жительства, работу. Внешний вид. И не обязательно под влиянием «жутких комплексов неполноценности». Что до серьги, то к ней я пришёл только в 39 лет. И тут всё просто – она мне идёт.

– Итожим.

– Ok. Ребята. Ну смиритесь уже с тем, что мы разные. Причём не по окончании школы, а с рождения. Примите эту разность и научитесь получать от неё удовольствие.

И хорош уже стенать по совку. Проехали.

С Максимом Сергеевым беседовала Екатерина Лешенкова («Наша городская газета»)

Exit mobile version