Общий котёл – то, что подлежит распределению на всех. Один принёс овощи, другой – курицу, третий – воду, четвёртый – щепотку соли, сообща сварили суп и вместе съели. Вклад в общий котёл разный, а ели одинаково. Житейская логика: всем миром выжить легче. Логика бизнеса: доплачивайте за обед, потому что курица дороже соли и воды. Логика философская: да, но это здесь и сейчас, поживи год в лесу и узнаешь, что достать проще – мясо или соль. Логика добрососедская: сегодня твоя курица, завтра – моя. Логика реформаторская: костровые и повара – нахлебники, на аутсорсинг их, чтоб обедом не делиться.
Тем не менее понятие «общий котёл» существует издавна. Даже в экономике. Более того, принцип работы любой коммерческой организации именно котловой. Правда, «котлы» работают по-разному.
Разбираемся.
Такие разные «общие котлы» в российской истории: сравни и пойми разницу
ЖКХ Новоуральска до 2009 года в части МКД. В советское время, когда всё было государственным и общим, и вплоть до 2009 года обслуживание многоквартирных домов Новоуральска схематично выглядело следующим образом. Платежи жителей за содержание и ремонт поступали в общий котёл. Учёт поступлений и трат по конкретным домам отсутствовал – как бумажный, так фактический, деньги расходовались по мере необходимости. Экономисты, оперируя поступлениями со всех жилых домов города, планировали работы на все дома. И по факту получалось где-то густо, где-то пусто: какие-то жители были настойчивее в заявлениях и жалобах, а в итоге получали больше ремонтов, и их дома были в лучшем состоянии на фоне домов-«молчунов».
В тот период никто не задумывался о финансовой составляющей каждого конкретного многоквартирного дома. Никто не сравнивал его расходы с доходами, не мониторил задолженности, не выводил финансовый результат: это хлопотно и очень трудоёмко – отслеживать каждую затрату в отношении семисот с лишним домов. Тот самый пример организации деятельности по принципу общего котла, когда предприятие расходует деньги, как захочет, а не как диктуют финансовые законы.
Капитальный ремонт МКД. 271-й ФЗ РФ распространил своё действие на всю территорию Российской Федерации. Но в каждом регионе – свой «капремонтный» оператор. За капремонт ежемесячно платят все. Картина по отчислениям жителей каждого конкретного дома отражена на сайте регионального оператора. Это учёт. А фактически все деньги в общем котле, они в работе, ремонты растянуты во времени в порядке очереди, установленной региональными программами. То есть жители тех домов, что поновее, платят сейчас за ремонты старых. А сами получат свои ремонты только через десять/двадцать/в общем, через «дцать лет»: на их собственные дома фонд регионального оператора до того времени не зайдёт, и досрочно позаимствовать оттуда деньги на какие-то работы на своём доме – задача невероятная.
В Новоуральске таким образом сегодня всем миром ремонтируют старые маленькие 2-3-хэтажки.
Банк (абсолютно любой). Чтобы деньги каждого конкретного вкладчика в банке лежали по кучкам? Нет такого. Заводишь счёт в банке, но по факту всё, что на нём происходит с твоими деньгами, – это всё на бумаге. Деньги твои в общем котле. И работают, а не полёживают просто так без дела.
Надо сегодня выплатить дивиденды или вклад определённому человеку? Ему выплатят. Но банк выдаст ему денежную массу, которая поступила не от него, а от других плательщиков.
Мобильная связь. По такому же принципу работают компании сотовой связи. Совершаешь платёж и расходуешь деньги, совершая звонки, пользуясь Интернетом, рассылая смс, – деньги расходуются из общей кассы. Не расходуешь – они спокойно лежат в общей кассе компании, на её счетах, отражаясь на твоём абонентском счёте. Но это не твой лицевой счёт, не надо себя обманывать!
Семья. Допустим, сегодня родители собирают детей в школу и большую часть семейного бюджета направляют на эти цели. В следующем месяце семья покупает какие-то крупные вещи папе, ещё через месяц –
маме. Расходы семейного бюджета – это ли не пример общего котла?
Общий котёл в управляющих компаниях
УЖК «Новоуральская» была создана в 2009 году. Первоначальная задача, которую поставила сама перед собой управляющая компания: организовать лицевой счёт для каждого многоквартирного дома, находящегося в её управлении, и создать учёт его доходов и расходов. Законом на тот момент это не требовалось. Но ведь гораздо удобнее работать, зная экономику каждого дома. Верно?
Короче говоря, управляшка стала так работать, и всё. Колоссальная общая работа экономистов, программистов, юристов, производственно-технического отдела – всех! Но оно того стоило: сейчас в бумажном и электронном виде можно увидеть полную экономику каждого дома УЖК «Новоуральская». Сколько денег начислено, сколько израсходовано, сколько оплачено жителями, какие работы проведены, сколько осталось – с разбивкой за почти 11 лет! И на сегодняшний день УЖК «Новоуральская» признана компанией, в которой на лучшем в Свердловской области уровне поставлен, в том числе, подомовой учёт – именно экономика дома.
И вот здесь надо развести несколько моментов.
Первый момент. В случае, когда у дома договор управления с управляющей организацией, деньги конкретного дома не лежат на его персональном банковском счёте. И сам дом физически в банке не присутствует. Это нецелесообразно, жители и управляющая компания разорились бы на одном только обслуживании этих счетов.
Второй момент. Подомовой учёт каждой копейки и общий котёл расходования денег – это разные вещи.
Когда плох общий котёл? Как уже было сказано выше, когда нет совсем никакого учёта. Когда деньги собираются в одну кучу, тратятся все, как придётся, и нигде это не отражено, и нет никакого учёта.
Хороший смысл в определении «общий котёл» (и чем хороша крупная управляющая компания с большим количеством домов в управлении): благодаря общему котлу можно удовлетворить потребности отдельно взятого дома в реальных живых деньгах. Сгорел лифт? Что происходит в маленьких компаниях: свободных живых денег нет, собрать дополнительные деньги с собственников – да ещё быстро! – не получается, как и оперативно получить бюджетную дотацию. И ситуация подвисает надолго. А большая управляющая компания быстренько аккумулирует на пострадавшем доме деньги, которые поступают из разных домов, купирует ситуацию, а потом рулится с бюджетом.
Но лифт – штука такая: без него плохо, но прожить можно. А если перелом канализации, возникла необходимость в замене трубопровода, полетел нижний розлив, и в доме нет воды? Что скрывать, дома новее не становятся, необходимость выполнения аварийных работ всегда существует. У маленькой управляющей компании в этой ситуации просто физически нет в наличии такого количества живых денег. Допустим, она получает на содержание и ремонт со всех жителей своих домов 200 тысяч рублей в месяц, а на выполнение этих работ необходимо 300 тысяч. И встала управляшка перед выбором: или выполнять этот ремонт, оставив все остальные дома без обслуживания абсолютно, и потом сидеть ничего не делать, или собирать дополнительные деньги с жителей. А если дом при этом маленький и неновый – ситуация просто патовая. Необходим жителям дорогостоящий ремонт трубопровода или протекающей кровли – управляющая компания обязана их сделать, ведь без этого невозможно эксплуатировать дом. Но большого количества живых денег на счетах маленьких домов не будет никогда: жители их просто никогда не накопят. Ведь кто у нас в маленьких домах живёт? Правильно, пенсионеры и люди малообеспеченные.
Экономика большой управляющей компании построена по-другому. Её дома и жители больше защищены в подобных ситуациях. Ведь крупная управляшка может удовлетворить необходимость жителей в необходимых дорогостоящих ремонтах, не залезая в карман жителям других домов. Общий котёл большой управляющей компании подразумевает, что у неё есть живые деньги для выполнения любой (даже дорогостоящей) работы и возможность купировать любую ситуацию. И благодаря этому котлу здесь и сейчас можно закрыть дорогостоящую «ремонтную дыру» на любом доме. Деньги не лежат, они постоянно в деле. Немного похоже на принцип работы Фонда капремонта? Верно. Но! В управляющей компании сроки пользования общим котлом не такие «агроменные» и растянутые, как в капремонтах. Сегодня (условно) делаем большие работы на одном доме, завтра – на другом, и так по кругу. И параллельно, не снижая качества управления, ежемесячно продолжаем обслуживание всех домов и запланированные, текущие или непредвиденные, аварийные работы. Чтобы отдельно взятый дом своими силами насобирал на какой-то ремонт – зачастую на это нужно несколько лет. А таким образом можно сделать его уже сегодня, перенаправив живые деньги с другого дома, а в последующем сделать всё наоборот.
Таким образом, общий котёл в нашем случае – это способ расходования денег. Применительно к УЖК «Новоуральская» в этом есть положительный момент: крупная компания обладает большими возможностями, нежели маленькие, соответственно, работ может выполнить больше, чем другие. При этом строгий учёт на лицевом счёте дома – это отражение истинной экономической ситуации по дому и главное правило честной игры.
Роман Беседин, «Наша городская газета»
Продолжение управленческого ликбеза – в следующих выпусках