Остановка общественного транспорта – место, где человек проводит приличную часть времени. И будем честны перед собой, с этим у нас большие проблемы: почти все остановки в городе вызывают шок и недоумение. Хотя и стоит признать, что Новоуральск в этом плане далеко не на последнем месте. Откровенно убогих остановок в городе не так много. Но ведь и остальные в большинстве случаев сложно назвать украшением города, находиться на многих из них неуютно и неудобно. Почему же все так печально, и возможно ли вообще изменить ситуацию? Давайте поразмышляем.
Главный парадокс, на мой взгляд, заключается в том, что на Урале, где среднегодовая температура воздуха -5°С, а климатическая норма для января за -20°С, до сих пор не умеют делать нормальные пункты ожидания транспорта. Интервал между автобусами иногда составляет полчаса, а то и больше, и очень странно наблюдать в городе столь большое количество остановок, которые не могут защитить ни от ветра, ни от дождя, ни от снега. Некоторые же и вовсе представляют из себя печальное и удручающее зрелище.
В последнее время частенько звучит тема «умных остановок». Когда слышишь это, сначала так и представляешь себе, что новые остановки не только радуют глаз, но и отвечают элементарному здравому смыслу: люди защищены от дождя и ветра, для их удобства — электронное расписание и схема движения… Но быстро вспоминаешь, что находимся мы в Новоуральске. В том самом, в котором сумасшедшие проблемы вызывают даже такие примитивные работы по благоустройству, как обрезка деревьев и установка бордюров, потому и остановки выглядят по меньшей мере странно. Если очередной новый загончик из профлиста или оргстекла и будет выглядеть сносно, то на очень короткое время, вскоре он превратится в большой рекламный щит для объявлений, к оформлению которых в городе нет почти никаких требований.
Вот вам и «умные» остановки, вот вам и технический прогресс…
В чем же причина? Их несколько. Первая — и главная, на мой взгляд, —
закупают и возводят остановочные павильоны, как и мониторят ситуации с общественным транспортом, явно руководители, которые передвигаются по городу на автомобиле. Именно этим объясняется тот факт, что автобусы у нас ходят редко, а темные остановки не защищают от осадков и ветра. Чиновникам просто не понять, каково это — стоять на такой остановке или прыгать по лужам на пешеходном переходе. Вторая причина — в том, что при установке того или иного объекта не обращаются к нормальным архитекторам, которые не только отсеют неудачные проекты, но и что-то посоветуют. Третьей причиной можно было бы назвать отсутствие средств, но… В данном случае причина здесь явно не в этом.
Так и хочется напомнить чиновникам, что хорошая остановка – это вопрос, прежде всего, функциональности. Никто не требует отапливаемых скамеек, usb-разъемов для зарядки телефонов, бесплатного вайфая и видеокамер (впрочем, почему бы и нет?). Но остановка должна элементарно быть чистой и освещенной, защищать от осадков (на Урале логично делать павильоны с трёхсторонней защитой, без всяких щелей), иметь удобное расписание и карту маршрутов. А еще было бы нелишним обработать остановки антивандальным покрытием, на которое нельзя нанести граффити и наклеить объявления.
На фото выше — пример, как можно обустроить остановочный пункт.
Что здесь хорошо? То, что нет ничего лишнего. Только здравый смысл и забота о том, для кого это делалось. Возможно ли, чтобы и в Новоуральске появилось что-то соответствующее времени? Теоретически. Для этого нужно, во-первых, разработать стандарты остановки, удобной для горожан. С привлечением специалистов и общественности. Причем привлечение — это не сбор нескольких заранее известных послушных активистов, а настоящее обсуждение, которое даст реальную репрезентативную выборку мнений и доводов. И только потом объявлять конкурсы и тендеры. А во-вторых, отношение к городской среде у ответственных лиц должно стать грамотным и уважительным. Потому что именно через благоустройство городской среды власть показывает, как она относится к горожанам.
Мария З. для «Нашей городской газеты»