При словосочетании «умный город» в воображении обычно возникают картины цивилизации будущего. Однако современные технологии делают свое дело, и мы не заметили, как «умные города» уже появились. Михаил Владимирович Черницкий, заместитель главы администрации Новоуральского городского округа по стратегическому развитию и инвестициям, рассказал нам, как работают, какие конкретно задачи решают системы «умного города» и о перспективах Новоуральска как города будущего.
— Расскажите, пожалуйста, о планах по превращению Новоуральска в «умный город». С чего все началось?
— В 2017 году в России приняли целевую государственную программу «Цифровая экономика», в состав которой вошел ведомственный проект «Умный город» Министерства строительства и ЖКХ. Концепция проекта, который должен стать одним из ключевых этапов перехода к цифровой экономике, включает в себя ряд направлений. Если кратко, «Умный город» –
это система коммуникативных и информационных технологий, объединенных между собой в сеть, главная задача которых – повысить качество жизни населения, создать комфортную среду для работы, отдыха и развития. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ планирует реализовать этот проект до 31 декабря 2024 года. К этому моменту «умными» должны стать 18 городов из 15 регионов России.
Прошлым летом Новоуральск стал одним из четырёх городов в Свердловской области, которые были объявлены пилотными площадками для реализации проекта на всероссийском уровне. Это не только почетно, но и открывает для нас большие возможности для изучения опыта по воплощению концепции «умного города».
— О каких сервисах может идти речь и на каком этапе сейчас реализация проекта?
— Тут есть много направлений. Условно все элементы «умного города» сейчас можно разделить на 8 кейсов, которые затрагивают создание комфортной среды, городское управление, умное ЖКХ, сбор и утилизацию отходов, безо-пасность и анализ видеоданных, транспорт и улично-дорожную сеть, энергоэффективные решения, мониторинг и охрану окружающей среды и общественных пространств, социальную сферу, туризм и многое другое.
В основном пока идет работа по двум направлениям. В первую очередь, это мероприятия, направленные на повышение комфорта (управление ЖКХ и городским хозяйством) и безопасности городской среды, в частности развитие системы видеонаблюдения.
Особенно активно мы сейчас работаем над развитием платформы «Активный горожанин». Кейс актуален и для жителей, и для административного аппарата. И именно эта платформа должна заработать уже к осени. Мы планируем использовать для этого готовый цифровой программный комплекс «Умный город Росатома» от АО «Русатом Инфраструктурные решения», эта базовая платформа используется в Сарове с начала 2018 года. Работа с обращениями граждан ведется с помощью сайта. Жители могут подать заявки онлайн о решении большинства городских проблем, в режиме реального времени нанести городские проблемы на карту и отслеживать все этапы решения, а администрация города реагирует на эти запросы. Последнее происходит сейчас значительно быстрее, минуя ряд бюрократических процедур. Платформа востребована и для администрации города: с ее помощью можно проводить мониторинг электропитания зданий, диспетчеризацию лифтов, контроль движения служебного и общественного транспорта, управление муниципальной собственностью. Появляется онлайн-контроль работы многих аспектов городского жизнеобеспечения.
Что важно, платформа постоянно дорабатывается, уже сейчас она включает в себя больше 10 категорий, на которые классифицирует и подразделяет запросы жителей, и содержит почти 30 общественных и служебных модулей, необходимых для работы. Система не только фиксирует запросы, но и контролирует обратную связь, собирает и анализирует различные данные. Благодаря которым органы управления могут более эффективно и взвешенно принимать решения в самых разных областях, а бизнес получает возможность опираться на точные данные. Особенно важно то, что платформа уже готова и может сразу интегрироваться в городское управление с небольшими изменениями, учитывающими специфику конкретно нашего муниципалитета. По сути, система – эффективный инструмент по взаимодействию жителей и администрации, по вовлечению горожан в процесс создания более комфортной и безопасной городской среды.
С остальными направлениями все не так гладко, как хотелось бы. Для реализации «умного города» в полной мере нам пришлось, в первую очередь, провести серьезный аудит того, что уже есть в городе и как работает. А факторов здесь очень много, от законодательных до техногенных: это и производство на территории, и география, и климат, и уровень жизни населения. Поэтому даже для внедрения уже существующих программ необходимо в каждом случае смотреть, применима ли эта модель к нашему городскому округу или нет. Пока же мы в самом начале пути. Плюс остро стоит финансовый вопрос. Есть идеи, есть статус пилотной площадки, а финансирования нет. Впрочем, со временем это может измениться, и дополнительное финансирование будет направлено на запуск таких инженерных решений. Ну и с технической точки зрения проблематично само создание единой базовой инфраструктуры, необходимой для поддержки такого широкого ряда интеллектуальных сервисов.
— Что даст Новоуральску реализация проекта «Умный город»?
— Прежде всего, Новоуральск станет удобнее для горожан, ведь абсолютно все сервисы «умного города» направлены на быстрое и четкое получение услуг жителями. Новоуральцы смогут ощутимо сократить временные затраты на решение бытовых вопросов, получат доступ к данным об эффективности управления ЖКХ. А у власти появляется очень полное представление обо всех сферах жизни города, что позволяет анализировать проблемы и оперативно их решать.
Лично для меня, все приложения, цифровые технологии лишь инструменты, которые позволяют сделать город по-настоящему умным и комфортным.
Беседовала Екатерина Беляева («Наша городская газета»)