Сейчас, после выхода в свет патриотичного календаря, где воинов-освободителей сыграли дети, в обществе широко обсуждается тема – нужно ли детям с раннего возраста прививать любовь к своей Родине, к её Истории и к её Героям. По мнению «либерды» всех оттенков, – по разным надуманным причинам – нет. Но с их молчаливого согласия (а зачастую и под вопли о демократии и дымовой завесой общечеловеческих западных ценностей), детям можно и нужно прививать любовь к всяким там супергероям, бэтманам, суперкотам, человекам-паукам, халкам, одевать их в чудовищ на Хэллоуин и раскрашивать в радужные цвета на всякие чуждые нам выдуманные учителями поколения 90-х тупые праздники. А в форму советского солдата одевать ребёнка — не моги! Автомат в руки – не давай! Песни про армию – даже не включай! Пусть дурацкие яйца-сюрпризы с чудиками внутри и щенячий патруль просит.
То есть пусть его сформируют западные ценности, включая английский язык и английские поздравления с днём рождения («хепи бездей тую», тьфу!), нынешнюю бесполую эстраду, а мы потом ему про Ленинградскую блокаду и Брестскую крепость расскажем, и пусть они в одном ряду с «Принцессой Софией» и «Олафом» встанут… Бред это либеральный! Антигосударственная позиция! Предательство Родины!
Вспомните советские фильмы, на которых воспитывались мы: «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Армия Трясогузки», «Отряд Трубачёва сражается», «Зелёные цепочки», «Полонез Огинского», «Неуловимые мстители» и многие другие. А игры во дворах самые популярные какие были? В войну, в партизаны. «Немцы» обязательно (негласно) обязаны были проиграть. В пионерских лагерях самые яркие впечатления оставляли, конечно же, зарницы.
Была у меня на этот счёт статья в 2014 году в журнале «Однако». Ничего с тех пор, к сожалению, в стране не поменялось. Повторяю концовку этой своей старой статьи. Полностью её можно прочитать по ссылкам: http://www.odnako.org/blogs/pochemu-opyat-vazhneyshim-iz-iskusstv-dlya-nas-yavlyaetsya-kino/, https://zorkiysokol.livejournal.com/1403.html
Почему опять важнейшим из искусств для нас является кино
«…Раньше на нравственное воспитание подрастающего поколения работала вся страна, была система: детский сад, школа, армия, вуз, пионерия, комсомол, партия, телевидение, радио, кинопрокат, книгоиздательства. В итоге картина мира в 250 миллионах голов населения страны формировалась более-менее единой, люди разных национальностей и разного возраста прекрасно понимали друг друга, у них были единые история, литература, ценности и эмоции. Квинтэссенцией и скрепой этого единства выступало, конечно же, массовое советское кино.
Напомню далеко не полный перечень лучших советских фильмов, на которых воспитывались поколения тех, кому сейчас за 35, тех, кто помнит время, когда было всего три телеканала и не было социальных сетей и сотовых телефонов. Тогда нас учили жить честно и нравственно герои фильмов «Освобождение», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Иди и смотри», «Щит и меч», «Повесть о настоящем человеке», «Горячий снег», «Белорусский вокзал», «Война и мир», «Тихий Дон», «Бег», «Офицеры», «Республика Шкид», «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Я шагаю по Москве», «Вам и не снилось», «Розыгрыш», «Пацаны», «Весенний призыв», «Доживём до понедельника»… Я уж молчу про огромный пласт замечательного советского детского кино, сказок и мультфильмов!
Спросите у своих детей-под-ростков: видели ли они полностью (то есть от начала до конца без перерыва) хоть два-три из вышеперечисленных фильмов, смогут ли рассказать, о чём они, назовут ли главных героев, исполнителей главных ролей и режиссёров? О каком воспитании патриотизма, о каком взаимопонимании между поколениями можно говорить?
Возрождение сдачи норм ГТО и усиление внимания к ДОСААФ и ОБЖ – это, конечно, здорово, но должна быть восстановлена и система нравственного воспитания в стране. Православие и ислам – они, конечно, играют роль… Но процентов на 80 страна продолжает жить на старом багаже ещё советского нравственного потенциала. Как быстро он истощается, мы видим на примере Украины. Поколения 90-х и нулевых в России уже безвозвратно упущены. Спасает нас пока только, как ни странно, демографическая яма – то, что 35-50-летних вдвое больше, чем 15-30 летних граждан. Но так будет недолго.
Итак, констатируем: нравственное воспитание населения, и особенно подрастающего поколения, в России пущено на самотёк – системы нет.
Что необходимо сделать уже сейчас, немедленно, без особых затрат (пока думаем над системой)?
Предлагаю:
1. Принять Федеральный закон о кино и кинопрокате, в котором предусмотреть:
– последовательное ограничение проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах в 2015 году – до 75%, в 2016 – до 50%, в 2017 – до 25%.;
– обязательный прокат художественных фильмов, снятых по заказу телеканалов, сначала в кинозалах, а уже потом на ТВ;
– обязательное создание киноверсий готовящихся телесериалов с гарантированным прокатом в кинозалах по принципу: сначала прокат киноверсии, затем прокат сериала на ТВ (этот принцип был применён, например, при прокате таких фильмов, как «Баязет», «Адмирал», «Брестская крепость»);
– организацию специальной Межведомственной комиссии (федерального агентства, службы в составе Министерства культуры) по кинопрокату с правами предпрокатной цензуры иностранных кинофильмов, в том числе и с привлечением психологов и специалистов по нейропрограммированию.
2. Минобрнауки с 1 сентября 2015 года ввести в 1 -11 классах школы в рамках программ по литературе и истории просмотр соответствующих отечественных кинофильмов и сериалов по утверждённому министерством списку, для чего увеличить количество часов, отведённых на эти предметы.
3. Минобрнауки с 1 сентября 2015 года ввести в 1 -11 классах школы обязательный (не факультативный!) предмет «История кино», предусмотрев просмотр лучших образцов мировой и отечественной классики по утверждённому Минобрнауки списку с последующим обсуждением и написанием по ряду из них изложения (упор на исторические и патриотические фильмы советского и новейшего периода).
4. Минобрнауки ввести в детских садах обязательные ежедневные занятия по просмотру лучших отечественных (советских и российских) мультфильмов по утверждённому Минобрнауки списку.
5. Роскомнадзору обязать социальную сеть «Вконтакте» немедленно устранить нарушения законодательства РФ, исключив пропаганду раннего начала половой жизни, свободы секса, сексуальной распущенности и полигамности.
6. Роспечати и Роскомнадзору закрыть или аккуратно (!) переформатировать такие одиозные и разлагающие подрастающее поколение программы на ТВ, как «Дом-2», «Секс с Анфисой Чеховой» и им подобные (рычагов для этого у правительства достаточно).
Всё это не требует многомиллиардных затрат. Нужна только политическая воля первого лица государства и смелость и настойчивость человека, способного донести до президента всю пагубность сложившегося положения с нравственным воспитанием в стране.
И всё-таки почему кино, а не книги, например? Потому что вместо книг у них сейчас есть асоциальная сеть «Вконтакте», айфон и ТВ… Вот и Станислав Говорухин в своём давнем интервью «Комсомольской правде» утверждает, что «книги, конечно, помогли бы в воспитании, но молодежь сегодня не читает – разучилась и уже не научится, потому что к этому приобщиться можно только в детстве. Книга даёт не знания – знания может дать и компьютер, и учитель – она воспитывают чувства, делает человека человеком. Я за своей племянницей наблюдал – она, кроме «Му-му», ничего не прочитала, правда, изучила пять языков, но все равно не стала человеком. Она, конечно, человек, но ущербный…У меня нет в планах фильмов для молодых людей, я не знаю, что им сегодня показать – не знаю, не понимаю и, наверное, не пойму. Вообще я их в нормальном-то состоянии не вижу, только смотрят в экраны телефонов – что они там видят? Может, роман пишут?»
Вот поэтому и остаётся кино. Старое, доброе, советское кино и новые отечественные сериалы с версиями для кинопроката…Через кино проще прививать и насаждать любовь к культуре, литературе и истории. А отсюда уже совсем недалеко и до любви к Родине. Сначала кино, а уж потом и книга!»
Вадим Аверьянов, «Наша городская газета»