Site icon Новоуральский городской портал

15 января – престольный праздник Храма во имя преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года (по другим данным – 1759) в древнем Курске, в именитой семье купцов Мошниных. При крещении он был назван Прохором в честь апостола из семидесяти и одного из первых семи диаконов Христианской Церкви. Имея способности к учебе, он тем не менее устранялся от светских занятий и торгового дела, к которому с раннего возраста хотел приучить его отец, и больше проявлял интерес к вере и монашеской жизни.

20 ноября 1778 года, накануне праздника — Введения в храм Пресвятой Богородицы, получив незадолго до этого благословение матери и совершив паломничество в Киево–Печерскую лавру, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где был принят как послушник.

18 августа 1786 года он был пострижен настоятелем обители в монашество с именем Серафим, а спустя год рукоположен в сан иеродиакона епископом Владимирским и Муромским Виктором (Анисимовым; +1817).

Спустя шесть лет, 2 сентября 1793 года, по ходатайству монастырской братии Серафим был рукоположен в иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; +1811). Через год, незадолго до своей смерти, настоятель Саровской обители иеромонах Пахомий передал на попечение Серафима Дивеевскую женскую общину.

20 ноября 1794 года, в шестнадцатую годовщину своего прибытия в Саровскую обитель, преподобный испрашивает у нового настоятеля обители иеромонаха Исаии (Зубкова; +1807) благословение на новый подвиг — пустынножительство и поселяется в лесу за несколько километров от монастыря. Жизнь его здесь до крайности сурова. Келья не отапливается даже в сильные морозы, спит Серафим сидя на полу, прислонившись спиной к стене либо положив под голову камень. Он ежедневно совершает молитвенное правило по строгому уставу древних пустынножительных обителей, нередко полагая при этом до тысячи поклонов и, по благочестивому обычаю, дает разным местам в округе названия в память о событиях земной жизни Спасителя: Вифлеемская пещера, поток Кедрон, Голгофа…

Спустя некоторое время Серафим берет на себя еще один особый подвиг — столпничество. Каждый вечер на закате он поднимается на большой гранитный камень, лежащий в лесу на полпути от обители до его кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторяет молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». Тысячу дней и ночей, несмотря на мороз, дождь, зной и стужу, продолжал он это еженощное молитвенное стояние…

Наиболее известный иконописный образ святого – это образ сгорбленного, но могучего старика, одетого в белый полотняный балахон, старую камилавку и лапти, – так выглядел преподобный, пребывая в своем скиту, и таким он запомнился многим своим современникам, приходившим к нему впоследствии, спустя много лет, за советом.
В 1809, году пробыв в пустынножительстве 15 лет, св. Серафим вернулся в Саровскую обитель. Ему было сорок пять лет, но здоровье его к этому времени сильно пошатнулось, сказывались годы тяжелого подвига и последствия избиения, которому он подвергся однажды от разбойников (ему проломили голову и сломали несколько ребер, после чего он остался навсегда сгорбленным и ходил, опираясь на посох). В стенах монастыря он продолжил подвиг молчания, в течение пяти лет никуда не выходя и никого не принимая.

Закончился этот подвиг 25 ноября 1825 года, когда Серафим Саровский, следуя воле Бога, начал принимать людей для «врачевания немощных человеческих душ». Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от него благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь его кельи была открыта для всех, и не знало сердце преподобного различия между людьми. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевным состоянием. К каждому человеку, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью: всех встречал земным поклоном и неизменным пасхальным приветствием.

Так прошло еще семь лет, а утром 2 января (15 января нов. ст.) 1833 года старец иеромонах Серафим был найден мертвым перед иконой Божьей Матери «Умиление». Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле с правой, южной, стороны от алтаря Успенского собора. В продолжение семидесяти лет со дня кончины старца отца Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника, находя здесь утешение в своих скорбях и облегчение в страданиях. 26 января 1903 года определением Святейшего Синода старец иеромонах Серафим был прославлен в лике святых, а 1 августа того же года были обретены его мощи.

В 20-е годы монастырь был закрыт, и мощи переданы в музей истории религии и атеизма, где на долгие годы исчезли. Второе их обретение состоялось 11 января 1991 года, в городе на Неве, когда они были переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту земных подвигов святого.

Может показаться, что заслуги этого человека невелики, но для каждого христианина важен тот призыв, с которым Св. Серафим обращается к людям. Этот призыв прост и широко известен: «Стяжи (обрети) дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Проблемы современного общества во многом происходят из-за отсутствия в людях этого внутреннего духа, который выражается в уверенности и спокойствии. Болезни как общественные, поражающие социальную, этическую и нравственную сферы жизни (ксенофобия, агрессивность, нетерпимость), так и личностные, разрушающие человеческое самосознание и гармонию его с окружающим миром, умножаются с каждым днем. Они паразитируют на человеческих фобиях, комплексах и пристрастиях, преодолеть которые современный человек уже не в силах. Он захлебывается общественным мнением и навязываемыми стереотипами, не в состоянии проявить самостоятельность ни в поступках, ни в самосознании, и следует за навязанным ему мнением.

Много изменилось за эти четверть тысячелетия как в общественной жизни, так и в жизни отдельно взятых людей – сменились мировоззрения, возникло и исчезло несколько «империй», были придуманы сотни понятий, чтобы делить людей на разные партии, общества, классы и течения. Но высшей ценностью как была, так и остается человеческая личность и ее самостоятельность, а следовательно, и слова св. Серафима, обращенные ни к обществу, ни к какой-то группе людей, а к каждому человеку в отдельности, еще долго не потеряют своей актуальности.

Алексей Ермаков, протоиерей, настоятель
Свято-Серафимовского храма

Exit mobile version