Рождественское послание епископа Нижнетагильского и Невьянского Евгения
духовенству, монашествующим и всем верным чадам Нижнетагильской епархии Русской Православной Церкви
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2: 14).
Рождение младенца – это всегда надежда. Каждый родитель ждёт, что новый человек будет чище, сильнее и умнее. Ему удастся избежать всех ошибок, и он будет намного счастливее его предков. Рождённый сегодня младенец – это тоже Надежда. Не только родителей и их близких, а всех людей на Земле. Его Рождество – надежда на спасение, преодоление вечного одиночества, на которое обречён каждый человек, родившийся в этом мире. Слава, мир и благоволение – вот что несёт своим рождением Царь царей. Славу – как Своё всемогущество. Мир – как примирение взбунтовавшегося человека со своим Творцом. Благоволение – как неизмеримую любовь и свободное желание взять на Себя грех мира, искупив его Своей смертью.
Из евангельского повествования мы видим, что мир встречает своего Царя по-иному. Свет и радость, которые в своём смирении приносит Бог человеку, отвергаются. Начинается это с того, что Пресвятая Дева с Иосифом-обручником не могут найти никакого пристанища. Город Вифлеем маленький, множество людей собралось в нём ради переписи. Они все оказались проворнее и продуманнее старика и его готовящейся стать матерью спутницы. Семья Богомладенца никому во всём городе оказалась не нужна. Им некому помочь кроме природы, твари Божьей, которая по слову святого Павла «стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22) по причине греха, принесённого в мироздание человеком.
Именно земля приносит вертеп Неприступному, даёт ему первое жилище. В этом доме вместо причитаний бабки-повитухи – мычание волов, а вместо колыбели – ясли. Здесь нет никакой силы и славы в привычном, мирском понимании. Нет толп народа, встречающих своего Царя. Только пастухи да три мудреца с Востока. Однако мир не ограничился тем, что просто «не заметил» нужды святого семейства. Евангелист рассказывает нам, что тиран Ирод идёт на страшное злодейство из-за страха перед Тем, кто родился в пещере. История Рождества радостна и трагична одновременно. Мир не принял своего Спасителя с самого начала, как зачастую не принимает и сейчас.
Смерть 14000 младенцев – это только первая страница в длинной истории мученичества христианской Церкви. «Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10:25). Даже сегодня, в наш просвещённый XXI век христиане – самая гонимая группа людей. Нет больше никого, против кого творилось бы столько преступлений.
«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:17). Кому как не нам, чадам Церкви-исповедницы, помнить об этих словах? Наша Русская Церковь столкнулась в прошлом столетии с небывалыми по своей жестокости и масштабности гонениями. Наши святцы пополнились тысячами имён новомучеников и исповедников российских. А сколько их ещё безвестных? Сколько оболганных богоборцами, о исповедании которых Господь ещё не открыл правды? Эта трагедия богоотступничества произошла не только потому, что были люди, которые расстреливали верующих и взрывали храмы. Были и те, кто на это молчаливо смотрел, не в силах что-либо изменить. Даже несмотря на свою веру, о которой засвидетельствовали больше половины участников переписи 1937 года.
Невиданные гонения продолжались до самой Великой Отечественной войны. До 4 сентября 1943 года, когда руководство страны всё же встретилось с немногими оставшимися архиереями нашей Церкви. После этого дня Церковь смогла вздохнуть и начала, хоть и под непрестанным давлением, но всё же возрождаться из пепла.
История не знает сослагательного наклонения, но Церковь в те годы действительно находилась на грани. Хотя бы в том смысле, что могло просто не остаться епископов, их ко времени войны уже можно было сосчитать по пальцам! Как следствие, не было бы новых священников. Русская ветвь древа могла бы усох-нуть на родной земле, оставшись только в изгнании. Мы знаем, что Церковь пребудет до конца, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18), но не знаем, останется ли в ней место русскому народу. Это зависит только от нас, от нашей веры и любви, силы и дерзновения.
Церковь того времени выстояла. Мы не знаем доподлинно причин того, почему репрессивная машина государства тогда остановилась. Мы можем только догадываться и славить милосердного Бога за это спасение. Но мы точно знаем, что Церковь была первой, кто призвал народ на защиту своей Родины еще до того, как ей было позволено вообще что-либо говорить. Тогда, когда даже правители страны ещё молчали, митрополит Сергий (Старгородский) уже служил молебен о победе русского воинства. Он сказал в тот день на проповеди: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух… Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной». Церковь, хоть и обескровленная, не оставила свой народ. Всю войну она совершала богослужения: и в оккупации, и в тылу, и в блокадном Ленинграде. Церковь возносила молитвы, вдохновляла Словом Божиим и своим примером, осуществляла сборы пожертвований.
Братья и сестры! В наступивший 2020 год, объявленный годом Памяти и Славы, мы нуждаемся в том, чтобы ещё раз осмыслить духовное значение и смысл Великой войны и Великой Победы. Разделить и осознать судьбу нашей Церкви. Быть достойными тех людей, которые, несмотря ни на что, сохранили веру в бесчеловечных гонениях и донесли до нас тот огонь, который у нас на глазах разгорается вновь.
Сейчас мы стоим перед родившимся Богомладенцем. Его явление в мир каждый год приносит с собой новую Надежду. Несмотря на то, что все мы задавлены суетой современности и неустроенностью жизни. Несмотря на то, что с каждым годом разрастаются новые вызовы, которые нам щедро подбрасывает мир. Мы всё же живы! Если Господь дал эту новую жизнь нашей Церкви, то у нас ещё есть время. У нас есть возможность снова славить родившегося Христа. Мы можем благовествовать о Евангелии. Мы можем отвечать на Божию любовь и любить друг друга. Мы можем не бояться этого мира, которому Христос в своём смирении всегда так неудобен. Да и кого нам бояться?
Возрадуемся же в этот праздничный день вместе со всеми святыми: пророками Ветхого Завета, мучениками и исповедниками Нового, преподобными, равноапостольными, благоверными и всеми, угодившими Богу! Воскликнем без тени страха и сомнения: яко с нами Бог!
Божией милостию
преосвященный Евгений,
епископ Нижнетагильский и Невьянский