Год назад в студии искусства «Акварель» зародился историко-художественный проект «Россия и Венгрия — диалог двух великих культур, союз государств, объединённых мирным атомом». Дети — учащиеся студии — вместе с преподавателями занялись изучением истории правления Павла I, познакомились с жизнью его семьи, и особенное их внимание привлекла старшая дочь императора — Александра. Дело в том, что в 16-летнем возрасте её выдали замуж за палатина (правителя) Венгрии Иосифа. Благодаря этому браку установилась историческая связь между Россией и Венгрией.
По свидетельствам очевидцев, Александра Павловна Романова была привлекательной, одарённой, ценила музыку, литературу и живопись, обладала прекрасным вкусом и легко находила общий язык с людьми в новой среде. Все эти добродетели позволили Александре быстро завоевать симпатии и уважение окружающих. Но жизнь её оказалась трагически короткой. Через полтора года после свадьбы и переезда в Венгрию, в марте 1801-го, Александра родила дочь, которая прожила всего несколько часов, а через неделю умерла и сама великая княгиня (предположительно от туберкулёзной инфекции). Жители Венгрии успели полюбить молодую палатину, и её кончину вся страна переживала как трагедию. В городке Ирем недалеко от Будапешта стоит православная церковь, в крипте (подземном помещении) которой покоятся останки Александры Павловны.
История великой княгини заинтересовала и глубоко тронула юных «акварельцев». Результаты своего исследования они воплотили в живописные работы, которые стали частью художественной выставки «Акварели», демонстрировавшейся в августе-сентябре этого года в ряде венгерских городов («НГГ» писала об этом 21.08.19). Экспозиция детских работ, посвящённых юной русской княгине и палатине Венгрии, получила общее название «Александра». Студия «Акварель» на собственные средства выпустила набор открыток с репродукциями «Александры».
Другая часть августовской выставки состояла из живописных произведений взрослой группы «Акварели» — тружеников и ветеранов УЭХК, различных городских организаций. Их работы выполнены на достаточно высоком профессиональном уровне, и поэтому их тоже захотелось показать жителям Венгрии. У этой экспозиции появилось название «Художники Урала».
На проведение выставки требовались средства, и они были получены благодаря гранту Росатома. Огромную помощь в его оформлении оказал председатель Совета движения «Наш Новоуральск» Геннадий Семёнов. Надо отметить, что Геннадий Демьянович постоянно поддерживает «Акварель» во всех её начинаниях. Как говорит Татьяна Колесникова, они единомышленники. Также она признательна за поддержку и помощь главе НГО Владимиру Цветову и генеральному директору АО «УЭХК» Александру Белоусову.
На деньги гранта был напечатан каталог выставки с репродукциями художественных работ и фотографиями их авторов. Он получился очень высокого, европейского качества. Кроме того, на грантовские средства изготовили единую форму для делегации «Акварели», которая выезжала в августе в Венгрию на открытие выставки, — футболки и кепки с логотипами студии «Акварель» и госкорпорации «Росатом».
По словам Татьяны Колесниковой, на подготовку выставки ушёл почти год. Прежде всего необходимо было заинтересовать «акварельцев», заставить их думать, мотивировать на создание достойных работ. Педагогам пришлось здорово потрудиться, и больше всех, пожалуй, досталось Наталье Сергеевне Таланкиной. Была проделана колоссальная работа, и она дала нужный результат. Выставка демонстрировалась в Пакше, где действует построенная Россией атомная электростанция, в Иреме — там покоится прах Александры Павловны Романовой, в Будапеште. И везде к ней был проявлен большой интерес, она пользовалась успехом.
Работы «акварельцев» настолько понравились, что возникла идея продолжить их показ в Венгрии. Провести своего рода второй этап экспонирования.
Вот что рассказала об этом втором этапе Татьяна Колесникова:
— В венгерском городе Пече 5-7 ноября проходил XIII Международный общественный форум-диалог и выставка «АтомЭко 2019». В выставке участвовали все города Росатома. «Акварели» было предложено выставить тематическую экспозицию «Александра». Поскольку я должна была организовать и провести эту выставку, меня включили в делегацию официальных лиц Новоуральска.
В рамках «АтомЭко 2019» 6 ноября, в 14 часов, мы открыли экспозицию «Александра». И в тот же день, в 17 часов, в Доме общественных организаций города Печа была открыта вторая наша экспозиция — «Художники Урала». Её помогли организовать наши венгерские коллеги и друзья профессор Борис Сегаль и его супруга Елена благодаря их связям с русской общиной Печа. Открытие выставки «Художники Урала» доставило нам колоссальное удовольствие: пришло много людей — жителей города. Видно было, что экспозиция им интересна, они охотно говорили о ней. На церемонии открытия я рассказала о нашем городе, о его жителях. Один из гостей поставил на рояль работу Людмилы Долгоруковой «Маки» и стал музицировать. Что это была за музыка! У нас мурашки побежали по телу. Оказалось, что этот человек — хореограф, музыкант, у него русские корни, он хорошо говорит по-русски и состоит в русской общине.
Обе экспозиции — и «Александра», и «Художники Урала» — действовали два дня. После их закрытия работы взрослой группы «Акварели» мы быстро перевезли в Будапешт и там в Российском культурном центре при посольстве России 8 ноября открыли третью нашу выставку. На церемонии открытия я вручила Благодарственные письма главы НГО всем венгерским партнёрам, кто помогает нам в реализации нашего проекта. Выставка действовала до 15 ноября, и сразу после её закрытия я улетела домой.
Вскоре после этого Борис Сегаль встретился с министром финансов Венгрии (у них хорошие, дружеские отношения), рассказал ему о нашем проекте, подарил каталог «Художники Урала» и набор открыток «Александра». Министр был приятно удивлён и отозвался о проекте весьма одобрительно.
Затем Сегаль побывал в Пече, встретился с русской общиной и договорился о том, что 20-22 апреля будущего года там снова пройдёт выставка «Акварели». На ней вновь будут представлены экспозиции «Александра» и «Художники Урала». Во время работы выставки профессор Сегаль выступит с докладом о династии Романовых, о связи России и Венгрии на примере жизни великой княгини Александры Павловны, о трагическом конце царского рода, который отражён в серии работ «Ганина яма» (она входит в экспозицию «Художники Урала»). То есть Борис Сегаль занимается популяризацией нашего творчества, и мы ему за это, конечно, премного благодарны.
Цель будущей выставки — дать возможность как можно большему числу жителей Печа познакомиться с творчеством студии «Акварель». Потому что за время работы предыдущей выставки (6-7 ноября) на ней успело побывать не так много народа. Таким образом, проект «Россия и Венгрия — диалог двух великих культур, союз государств, объединённых мирным атомом» продолжается. Всем нашим участникам я вручила Благодарственные письма от себя и профессора Сегаля.
Своими впечатлениями об августовской поездке в Венгрию и об атмосфере, царившей на той, первой выставке, я попросил поделиться одну из участниц проекта — воспитателя детского сада Ольгу Лаптеву.
— Прежде всего, эта поездка, можно сказать, сродни чуду. Если бы не студия «Акварель», возможности поехать в страны Евросоюза у работника бюджетной организации было бы мало.
Венгрия — очень тёплая, прекрасная страна. Будапешт — чудесный город: и архитектура, и люди, и очень тёплая атмосфера. В архитектуре много барокко и готики. Но готика не тёмная и мрачная, а светлая, почти «сахарная». Самое яркое — здание Парламента. Его по праву считают самым красивым зданием Венгрии. Думаю, что и не только Венгрии. Он чудесен. Когда выходишь на площадь Парламента, хочется прыгать, как девочка, от восторга и хлопать в ладоши. Про Дунай у нас в песнях поётся, что он синий, а он зелёный, как малышевские изумруды — удивительного светлого оттенка. Конечно, богатая история, в том числе и наша совместная. Её там помнят и ставят памятники.
Что касается цели поездки — мы там поработали славно: готовили к открытию выставку в Клебельсберге, развешивали полотна так, чтобы вся экспозиция смотрелась гармонично. Это потребовало времени, определённых усилий. Но мы не жалели об этом, потому что презентация плодов собственного труда — это всегда и волнительно, и радостно.
Выставку открывали с большой помпой, в церемонии участвовала первая леди — жена президента Венгрии, очаровательная женщина. Присутствовала также университетская профессура, вообще было много интеллигентных, красивых людей.
Мы наблюдали за посетителями. Меня очень порадовала их реакция на наших девочек (детская часть делегации «Акварели». — В.П.). Люди смотрели на них, не побоюсь этого слова, как на ангелов — с таким умилением, с такой радостью: надо же, девочки из России! К слову, детские работы по теме «Александра» составляли ядро нашей экспозиции. И они, и их авторы произвели значительный эффект. Произвели эффект и мы, взрослые женщины, казалось бы не имеющие отношения к искусству. Гостям выставки понравились и наши работы, особенно батики — большие, яркие, необычные, они привлекали наибольшее внимание. Нам даже приходилось подходить к посетителям и предлагать обратить также внимание на акварели: посмотрите, это же наш Урал! И они внимательно рассматривали, фотографировали. Среди посетителей было много русскоязычных, они подходили к нам, что-то спрашивали, мы объясняли. Так что выполняли роль гидов.
Общую реакцию на выставку можно оценить как удивление. Мы поняли, что у европейцев немного странные представления о нас, русских. Особенно об Урале: что это какой-то полудикий край рядом с Полярным кругом, на вечной мерзлоте. И вдруг оттуда приехали мы с такими нежнейшими акварелями и яркими батиками, которые затмевают южное солнце! Для некоторых это был шок, другие рассматривали наши работы задумчиво. Многих особенно интересовали наши храмы, в частности акварели по Ганиной яме.
Хочу ещё раз отметить: люди были доброжелательнейшие. Мы увидели радость, удивление и получили признание. А что нам ещё нужно?!
«Как вы чувствуете себя в «Акварели»?» — спросил я ещё одну участницу проекта, пенсионерку Наталью Гальперину.
— Думаю, что это будет не только моё мнение, его разделяют многие: это наш второй дом! Татьяна Ивановна и все преподаватели, которые здесь работают, создали такую необыкновенную атмосферу! Все сюда бегут как на праздник. Здесь очень тёплая, душевная обстановка. Кроме того, нам очень много дают в плане развития творчества. Я занимаюсь в группе Натальи Сергеевны Таланкиной. Она прекрасный педагог и очень хороший художник. Умеет из каждого вытащить что-то индивидуальное. Бывает, мы рисуем один натюрморт, и у всех он получается по-разному. Наталья Сергеевна умеет к каждому найти подход. Вообще, огромное спасибо судьбе, что я попала сюда. Абсолютно прекрасная, рабочая и душевная атмосфера!
Владимир Павлов, «Наша городская газета»
фото автора