На протяжении последних месяцев жителями города и области активно обсуждается ввоз обеднённого гексафторида урана (ОГФУ) из Германии на Уральский электрохимический комбинат. А так как ядерная отрасль долгое время находилась под густой завесой секретности, вокруг нее постоянно распространяются слухи и домыслы, в том числе и о гексафториде урана, который на самом деле является ничем иным, как ежедневным сырьем для работы предприятия. Проживая в городе, мы удивительно мало знаем о своём градообразующем предприятии. Для того, чтобы хоть немного заполнить информационный вакуум, 5 декабря в Новоуральске прошла встреча представителей научного сообщества, УЭХК и других предприятий ГК «Росатом» с членами общественных организаций. А буквально через неделю Уральский электрохимический комбинат провел пресс-тур для представителей местных и областных СМИ. Экскурсия на крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана под руководством Александра Белоусова — это не только интересное, познавательное мероприятие, но и ощущение масштабности, значимости того научно-технического проекта, благодаря которому образовался Новоуральск.
До недавнего времени абсолютно все атомные предприятия были секретными и информационно закрытыми. После того как они были разделены на те, что относятся к ядерно-оружейному циклу, и те, что относятся к предприятиям топливного цикла, последние слегка «приоткрыли».
Первым делом участники посетили площадку хранения упаковок ОГФУ, на которой ознакомились с условиями их хранения. Несмотря на непонятную панику в части СМИ, практика хранения ОГФУ — общемировая, подтвержденная многолетним российским и зарубежным опытом. При этом за весь период хранения ОГФУ не было зафиксировано ни одного события, которое представляло бы опасность для населения. Упаковки с ОГФУ – толстостенные контейнеры, которые проходят контроль заполнения и герметичности, контроль техсостояния в процессе хранения, регулярное окрашивание. Раз в 5 лет каждая бочка проходит ультразвуковое обследование. Также в процессе эксплуатации контейнеры подлежат внешнему осмотру (при температуре выше 20 градусов тепла — 2-3 раза в месяц, при температуре от минус 20 до плюс 20 — контроль проводится 1 раз в месяц, при температуре ниже 20 градусов визуальный контроль не проводится, так как ОГФУ при минусовых температурах — стабильное твёрдофазное соединение). За всю историю деятельности УЭХК и других российских разделительных комбинатов случаев разгерметизации контейнеров не было.
Второй точкой экскурсии стал технологический цех №53 (цех разделительного производства). Именно здесь осуществляется обогащение гексафторида урана по изотопу 235U. Цех этот — один из самых старых, был введен в эксплуатацию в 1962 году и с тех пор прошел две модернизации. Старые газовые центрифуги заменялись на более новые, более производительные. Цех укомплектован газовыми центрифугами 6-го поколения, которые запущены в работу в 1992 году, их ресурс рассчитан на 30 лет (в других цехах работают более современные центрифуги). Центрифуга вертится со скоростью полторы тысячи оборотов в секунду. Их на комбинате — миллионы. УЭХК перерабатывает не только импортный ОГФУ, но и отечественный, как и первичное сырье. К центрифугам ведут три трубы: по желтой поступает сырье (газообразный гексафторид урана), в красную уходит готовая продукция, в синюю — ОГФУ. Дальше обогащенный уран отправляется на фабрикацию на другие предприятия ТК «ТВЭЛ».
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Территория комбината огромна, но названий улиц там нет, все площадки и цеха имеют только номера, что характерно для бывших военных предприятий. Характерно и то, что многие работники УЭХК никогда не бывают в других цехах, в которых не работают.
Оборудование цеха работает круглосуточно и непрерывно, процесс полностью автоматизирован. Контроль осуществляется с помощью современных микропроцессоров и датчиков, которые обеспечивают контроль за возможными отклонениями в работе центрифуг, аварийную защиту и информирование персонала о работе оборудования, само же управление процессом осуществляется с центрального диспетчерского пункта. Длина цеха — почти километр, персонал передвигается по цеху на велосипедах.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: В самом начале на УЭХК работали газодиффузные машины – огромные, потребляющие массу энергии и выделяющие много тепла. В цехах было очень жарко и очень шумно – без берушей находиться там было невозможно. Считается, что академик Кикоин, научный руководитель комбината, стал глуховат именно из-за шума на работе. В то время комбинат потреблял около 3 процентов всей электроэнергии СССР. К концу 60-х годов на смену диффузному оборудованию пришли газовые центрифуги, которые потребляли энергии в десятки раз меньше. Они генерировали меньше шума и не так сильно выделяли тепло.
Третьим пунктом небольшого путешествия стал цех ревизии машин, а именно — центр комплексного обслуживания контейнеров. Первый в стране международный сертифицированный центр комплексного обслуживания транспортных упаковочных контейнеров начал свою работу в 2016 году и полностью соответствует американскому национальному стандарту ANSI №14.1, который регламентирует деятельность таких центров во всем мире. В ходе подготовки контейнеров проводятся все необходимые для сертификации процедуры: контроль, промывка и гидравлические испытания, сушка, внутренний осмотр, контроль съемных частей и их установка, пневматические испытания на герметичность и ультразвуковой контроль толщины стенок. Центр этот находится на территории УЭХК неслучайно. Комбинат исполняет более 80% экспортных заказов по обогащению урана, размещаемых в России, плюс географическая близость к северо-западному региону, через который идет отгрузка большей части продукции УЭХК.
Кстати, рассказали нам и о программе по безопасному обращению с сильно обедненным ГФУ, в рамках реализации которой то, что не пойдет на изготовление МОХ-топлива для реакторов на быстрых нейтронах, будет постепенно обесфториваться на специальных установках. Программа позволит в 2024 году прекратить рост объемов вторичного урана в Красноярском крае, к 2027 году – в Новоуральске, в 2038 году – в Ангарске и Северске, а к 2080 году полностью ликвидировать все запасы «урановых хвостов» в России.
Мария Залесова для «Нашей городской газеты»,
фото Дмитрия Горчакова
Дмитрий Горчаков,
научный сотрудник НПП «Эксорб», научный журналист:
Уже полтора месяца в СМИ с подачи экологических активистов пишут о том, как в Новоуральск завозят гексафторид урана из Германии, что вызывает определенное волнение у населения, поскольку ГФУ часто называют отходом. К сожалению, очень немногие за пределами Новоуральска знают, чем занимается УЭХК, и это вызывает массу слухов и заблуждений. На прошлой неделе благодаря пресс-туру журналисты из многих изданий смогли увидеть, как организована работа комбината, как обогащают уран, как хранится обедненный гексафторид урана. Сам я в теории с процессом был знаком, но живьем все это увидел впервые, тем более с комментариями директора УЭХК Александра Андриановича Белоусова. В целом, я надеюсь, что после таких пресс-туров (а на предстоящей неделе будет еще минимум один) в ближайшие дни и недели выйдет много адекватных материалов, из которых жители области смогут узнать, чем занимается УЭХК, какую роль играет в технологической цепочке ОГФУ, и волнений, заблуждений будет меньше. Хотя мне кажется, что такую работу с населением и прессой надо проводить более регулярно и по более приятным поводам.