В последнее время кардинально меняется отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья. Его стали признавать равноправным и достойным членом общества, имеющим свои дополнительные особенности.
Действительно, семья, воспитывающая ребёнка с особыми образовательными потребностями, находится в сложной ситуации. Возникают многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического характера.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, как сделать их участниками образовательных отношений?
Сами родители затрудняются определить свою роль, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребёнку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не в силах.
При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей к общественной жизни, укрепляется моральный и психологический климат в таких семьях.
Научить родителей принять и полюбить ребенка таким, какой он есть, понимать его, преодолевать трудные ситуации в его воспитании – одна из приоритетных задач Новоуральской школы № 1, в которой учатся и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями. Для достижения поставленной задачи в образовательном учреждении третий год работает программа «Школа успешного родительства».
В рамках программы для законных представителей обучающихся проводятся лектории по вопросам пропаганды здорового образа жизни, решаются вопросы семейного воспитания, даются рекомендации по обучению и воспитанию детей. К проведению лекториев привлекаются специалисты Центра диагностики и консультирования, волонтеры медицинского колледжа, сотрудники правоохранительных органов. Ежегодно организовываются и проводятся единые дни профилактики, дни правовой помощи, в рамках которых оказывается консультативная помощь в вопросах воспитания несовершеннолетних.
Законные представители обучающихся активно привлекаются к участию в профилактических акциях, направленных на сохранение здоровья: «За здоровье и безопасность детей», «Сообщи, где торгуют смертью!», «Стоп ВИЧ/СПИД» и многих других.
Традиционным стало активное участие родителей с детьми в спортивных и творческих мероприятиях, организованных образовательными учреждениями города, это «Веселые старты», «Кросс нации», «Лыжня России», спортивно-туристский конкурс для детей с ОВЗ «ПриСОединяйтесь», творческий конкурс для детей с ОВЗ «Мы всё можем!».
Уже два года в образовательном учреждении развивается деятельность волонтерского отряда «Луч», к работе которого активно привлекаются законные представители и обучающиеся. По итогам прошлого года наш отряд занял первое место.
Родители обучающихся становятся активными участниками тематических вебинаров, конференций, семинаров и форумов, организованных специализированными учреждениями области.
Родители, проходя обучение в школе успешного родительства, чувствуют себя увереннее, растёт их активность, желание не прерывать совместную деятельность.
Сотрудничество с педагогами расширяет представление родителей о собственной компетентности, придаёт уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребёнка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребёнку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Для специалистов и педагогов школы № 1 установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей способствует изменению перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для дальнейшего творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность совместной деятельности.
Наталия Агалакова