Ранним воскресным утром 10 ноября в Новоуральске произошло очередное нападение на врача «Скорой помощи». 25-летний мужчина в состоянии алкогольного опьянения совсем немного не дотянул до своего жилища и растянулся на травке, слегка припорошенной снежком. Как водится, если валяется пьяный, то всегда найдётся толпа желающих его спасти, причем чужими руками. Из небытия в ту же минуту появились обеспокоенные переохлаждением молодого организма женщины и вызвали «скорую».
Приехавшая бригада врачей подняла падшего и предложила проводить его до дома.
Однако вместо изъявления благодарности пьяный гражданин без предупреждения внезапно нанес врачу сильнейший удар по голове. А после падения врача на землю продолжил наносить ему удары. Что примечательно, вызвавшие «скорую» женщины мигом испарились. Фельдшер бригады смогла вызвать полицию, и негодяй был схвачен стражами правопорядка. Правда, как водится, такие нарушители у нас под замком не задерживаются. Вот только доктор, получивший закрытый перелом руки, множественные ушибы и ссадины, минимум 2 месяца не сможет приступить к работе по спасению людей. И это – в условиях острого дефицита врачебных кадров.
Нонсенс: человек, спешащий спасти чью-то жизнь, вдруг сам оказался в опасности. К сожалению, врачи «Скорой помощи» всё чаще становятся жертвами пьяных хулиганов, и этот случай далеко не первый в Новоуральске. В прошлые новогодние праздники одна из участниц массовой попойки вызвала «скорую» на завязавшуюся в квартире драку, забыв про полицию. Влекомые клятвой Гиппократа медики приехали на вызов и, подойдя к квартире, услышали душераздирающие крики избиваемой женщины. Бригада вызвала наряд полиции, но уйти врачи не успели: встречавшая их собутыльница дерущихся открыла дверь квартиры. А прямо позади нее нарисовался главный драчун с огромным тесаком в руках. Медики решили не искушать судьбу и поспешили побыстрее ретироваться, пьяный гражданин с тесаком погнался за ними. Он настиг фельдшера-мужчину у самой санитарной кареты и замахнулся ножом для решающего удара. Тогда врач, оценив реальную угрозу своей и коллег жизни, использовал лежащий в машине газовый баллончик в целях самообороны. Стоит ли упоминать, что после происшествия куда больше проблем получил медик, воспользовавшийся газовым баллончиком, а не напавший на врачей психопат. На бригаду «скорой» было написано заявление в полицию, и долгое время медики были вынуждены писать объяснительные и отчитываться перед начальством, а на самого психопата, мешавшего оказывать помощь, даже не завели дело…
Конечно, подобные случаи происходят и в детской поликлинике, и в стоматологии, но все же реже. В основном достается специалистам «скорой». За последние годы новоуральских фельдшеров, в том числе девушек, избивали в подъездах, на пляже, пытались зарезать и зарубить топором, закрывали в квартире наркоманы, пытаясь отобрать медикаменты. После вызовов к перебравшим бузотерам медработники зачастую сами вынуждены обращаться за помощью — сначала к сотрудникам полиции, а затем и к коллегам. Вот только никаких уголовных дел на пьяных агрессоров не заводится.
Почему же те, кто спасает жизни, сами остаются без защиты?
Одна из причин, конечно, в упразднении системы вытрезвителей. Пациентам, напившимся до беспамятства, нередко требуется помощь. И вместо того чтобы ехать на действительно нужный неотложный вызов, бригада «скорой» возится с человеком, впавшим в алкогольный анабиоз. Родственники гневного пьяного пациента часто пытаются «сдать» его в больницу без его согласия. Еще лет 10 назад таких пьяных, в том числе уснувших на травке, забирали полицейские, однако после уничтожения вытрезвителей правоохранительные органы занимаются только криминальными случаями. Теперь вызывать полицию до момента совершения правонарушения бессмысленно: «Когда убьют, тогда и приходите!». Сотрудникам полиции везти такой контингент некуда, а задерживать — пока не за что. Вот только есть проблема: завидев медика, который безоружен и не имеет права применять силу, некоторые смелеют и дают волю кулакам. О необходимости возвращения вытрезвителей, хотя бы на платной основе (сохранив бесплатный статус лишь за оказанием неотложной медицинской помощи перепившим гражданам), говорят и в Минздраве, и в МВД, но воз и ныне там.
Вторая причина, конечно, в отсутствии более-менее серьезного наказания. Уже несколько лет в Госдуму поступают законопроекты, предусматривающие ужесточение наказания за нападение на медработника при исполнении профессиональных обязанностей (как за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). Последний раз медсообщество пыталось провести такой закон буквально в октябре 2019 года. Увы, до настоящего времени все такие инициативы слугами народа отвергаются как ненужные. Депутаты объясняют это тем, что подобные нормы уже содержатся в Уголовном кодексе: совершение преступления в отношении лица, осуществляющего служебную деятельность, является отягчающим обстоятельством. А наделять медиков полномочиями представителей власти парламентарии считают излишним. Вот только дебоширы чаще всего отделываются штрафом или вовсе остаются безнаказанными. А потому пока работникам «скорой» остается лишь надеяться, что, спасая чью-то жизнь, они не лишатся своей. При таких тенденциях эти поправки в скором будущем уже и не понадобятся — защищать будет некого.
Я, в свою очередь, выражаю надежду, что хотя бы этот вопиющий случай, произошедший 10 ноября, не оставят без внимания и по истечении формальных сроков уголовное дело будет возбуждено, а нападавший получит хотя бы условный, но срок. Я буду следить за развитием событий.
Мария Залесова для «Нашей городской газеты»