Site icon Новоуральский городской портал

Z

Поколение Z – люди, родившиеся после ~ 1995 г. («Теория поколений» У. Штрауса и Н. Хоува)

– Через три дня весь мир вместе с Новоуральском отмечает День учителя. И несмотря на то, что в праздник принято праздновать, мне бы хотелось поговорить о серьезном. О наболевшем.
– С удовольствием. Наболевшее – самое моё.

– О молодежи. Не кажется ли вам, что сегодня с ней что-то не то происходит? Я имею в виду потерю нравственных ориентиров, равнодушие. Бесцельность. Иждивенчество.

– Вы не поверите, но только за последнюю неделю я раз пять слышал об их бездуховности: от знакомых, от городского радио, от журнала «Эксперт». Думаю, пора выступить в защиту поколения Z.

Начнем с того, что всё Последующее просто обязано отличаться от Предыдущего. И уже одним этим – не оправдывать почти ничего из на него возложенного. От одежды, музыки и языка – до места и способа жительства. И чем сильнее недопонимание одной стороны, тем ожесточеннее сопротивление другой – третий закон Ньютона.
В этом смысле «зеты» не подкачали. Если мы сумеем принять этот факт как позитивный, нам легче будет избавиться от многих стереотипов.

– Избавляясь от стереотипов, важно не выплеснуть ребенка вместе с водой. Возможно, то, что вы считаете лишь стереотипами, как раз и является устоями общества.

– Тем хуже для общества. В этом, кстати, и состоит моя главная к нему претензия: в возведении стереотипов в устои. Судите сами.

Рассуждая о Родине, мы как-то забываем различать разные, порой противоположные, вещи: место рождения, страну, государство и правящий режим. Отсюда и путаница с патриотизмом – кому же из них следует служить. Кого любить. Кстати, само истребование любви (чувства глубоко личного), возведение её в обязанность, а то и повинность, способно убить даже то искреннее, что в человеке живёт изначально.
А воспитание. На этой ниве мы весьма преуспели – в эгоизме. Полагая, что раз научили ребенка читать и пользоваться туалетом, то спустя годы вправе требовать от него продолжения нашего образа мыслей, оправдания наших ожиданий в его адрес. Требовать благодарности. Какое первое пожелание на любом празднике? «Не расстраивай родителей, слушайся учителей». А если у него в приоритете другое? Или он не имеет на это права?

А история – которая нам нужна, чтобы гордиться. Вместо того, чтобы её знать.
Или вера – которую мы разменяли на обряды и присказки…
Этим миром уже давно правят суррогаты.

– Нельзя же отрицать того, что без взрослого подросток просто не сможет стать полноценным членом общества.

– Подросток не полуфабрикат. А уже личность. Сразу. Каким бы «непрожаренным» он нам ни казался. Мы же видим в нем исключительно объект наших нравоучений, но никак не источник собственных открытий. Не понимая, что он не чистый лист, но – белый цвет. Который, как известно, всецветие. И задача не изукрасить его нашими чаяниями (а заодно комплексами и заблуждениями), а помочь ему расцвести своими красками и предрасположенностями. Не навязывая, но соучаствуя и сочувствуя. «Быть может, прежде губ уже родился шёпот, и в бездревесности кружилися листы, и те, кому мы посвящаем опыт, до опыта приобрели черты» (О. Мандельштам).

Вы правы: помощь в социализации необходима. Но есть в человеке области, куда вторгаться следует чрезвычайно осторожно. И не со своими уставами и регламентами, а с заведомым признанием за ним права на собственное, даже ошибочное, мнение. Своё, пусть неловкое, усилие. Права на несогласие.

– Но вы не можете отрицать того, что сегодня среди молодых людей процветает тотальная апатия. Такое впечатление, что им просто не интересен мир, в котором они живут.

– Им не интересен тот мир, который мы им приготовили для проживания. А тотальная апатия с их стороны вызвана тотальной ложью и лицемерием – с нашей. Речь даже не о том горбатом, который ежедневно лепится с трибун и из телевизоров. Я о катастрофической потере искренности. Мы ежесекундно врём – даже сами себе. Не только говорим, но и думаем «как надо». «Я ищу глаза, а чувствую взгляд» (В. Бутусов). Поэтому тот маленький изначальный человечек, который живет внутри каждого из нас, уже давно заткнулся – понимая, что он не слышим, что позабыт-позаброшен. Нам некогда, да и незачем, задумываться – иначе мы рискуем прийти к выводам, с которыми просто невозможно будет жить.

– Думаю, ситуацию усугубляет наш всё возрастающий ритм жизни. А внутренний человечек уже давно переселился в смартфоны и прочие гаджеты.

– К сожалению, это так. Случилось чудовищное недоразумение – наш внутренний камертон нам больше не нужен. Кстати, этим обстоятельством вызвано и так называемое клиповое мышление. Когда человек теряет способность к восприятию картины в целом – ограничиваясь лишь сканированием отдельных на ней мазков: «Я считал, что лес – только часть полена; что зачем вся дева, раз есть колено» (И. Бродский). Отсюда – утрата потребности к размышлению, способности к анализу. Вместо выводов – готовые «правильные ответы».

Любопытно, что клиповость поразила не только поколение Z – в не меньшей степени её жертвами стали и предыдущие поколения (X и Y). Согласитесь: наши логические цепочки всё короче, прочтения и просмотры – фрагментарнее, связи – мимолетнее. Мы все бежим. А то, что именно молодежи вменяется такой диагноз, так оно и понятно. Ведь это не они на нас, а мы на них уповаем. Это они – всегда на виду, на слуху и в центре внимания.

– А что вы скажете об их манере общаться? Вам не страшно за русский язык?
– Вот уж за кого мне абсолютно не страшно, так это за него – за язык. Вот уж кто не нуждается в окопах и бастионах. Язык настолько живая и подвижная субстанция, что всякие там набеги и экспансии ей только впрок. Русский устоял не раз и не два. При Петре I – когда случилось засилье голландского. При Александре I – французского. В XXI веке – английского. И даже мат, феня и «подонковский» не смогли его поколебать – всё это усваивалось и становилось родным. Русский (язык), с его желудком, и гвозди переварил бы.

«Зеты» – также, если на что и способны, так это в очередной раз его обогатить. Ей богу, не стоит скорбеть по «великому и могучему». Он ещё нас с вами переживет.

С Максимом Сергеевым беседовала Екатерина Лешенкова

Exit mobile version