Site icon Новоуральский городской портал

«И все-таки море останется морем»

Не каждый сухопутный город может похвастаться организованной командой моряков запаса. А Новоуральск может. У нас даже есть зарегистрированная общественная организация – МОО «Союз моряков Новоуральска», которая отметила очередной День Военно-Морского Флота.

Традицию не нарушали: собрались у памятного камня погибшим морякам атомной подводной лодки «Курск», установленного у ЦВР, почтили их память. Небольшое торжество у Вечного огня — и поднятие Андреевского флага на Водной станции, спуск на воду венка – дань памяти всем морякам, погибшим при исполнении воинского долга, и небольшой концерт.

У ИСТОКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

стояли кадровые офицеры Э.А. Васепов, Ю.А. Кадуков, Г.А. Коминов, А.А.Сураев, мичманы Н.А. Замиралов, В.И. Авдонин. Демобилизовавшись, местом постоянного проживания они выбрали Урал, родные места.

Ностальгия по флоту не давала сидеть без дела. Так, в 1995 году появился клуб юных моряков «Румб», где подрастающему поколению не только про море рассказывали. Военно-патриотическое воспитание тех лет носило прикладной характер: офицеры преподавали ребятам морские дисциплины, которыми владели сами. И делали это настолько добросовестно, с душой, что прошедшие курс обучения получали военно-учетные специальности, и их призывали на службу в Военно-Морской Флот сразу на корабли, минуя учебные отряды.

Новоуральцы наверняка помнят, как город дружил с командой одного из тральщиков Североморска, он даже носил имя нашего города. И занимавшиеся в клубе юных моряков новобранцы целенаправленно шли служить на этот корабль.

Моряки–подводники объединились в кают-компанию. Их усилиями с помощью энтузиаста Т.М. Ширяевой создан хороший музей «Морские мили Новоуральска». А четыре года назад кают-компания преобразовалась в Союз моряков.

Но сменилось время, а вместе с ним финансирование, клуб юных моряков передали в ЦВР, и работа с детьми пошла на убыль. А она так нужна! Поэтому в дальнейших планах Союза — ее возрождение. Чтобы новые поколения знали историю флота России, умели защищать Родину и быть в ответе за семью, за себя самого.

Три года новую организацию новоуральских моряков возглавлял Александр Анатольевич Швецов (светлая ему память), который немало сделал для становления
Союза. С 2018 года его возглавляет А.В. Оносов.

И ВОСХИЩЕНИЕ, И БОЯЗНЬ

Мы встретились с Александром Викторовичем в канун Дня Военно-Морского Флота. Повод – конечно же, праздник. И то обстоятельство, что о моряках наши городские СМИ мало рассказывают. Тем не менее это интересные истории из жизни новоуральцев.

— На флот я попал благодаря военкому Орджоникидзевского района Свердловска подполковнику Индейкину, — говорит Оносов. – Он решил продолжить нашу семейную традицию – у меня отец тоже служил на флоте, и тоже на Севере. И 5 мая 1978 года наш эшелон без остановок отправился в сторону Архангельска…

Пехоту выгрузили там, а три вагона поехали в Северодвинск, в учебку, где готовили моряков–подводников и где находится завод «Звездочка», со стапелей которого и спускаются на воду отечественные подводные лодки. Через пять месяцев электромеханик БЧ-2 прибыл в Западную Лицу и оставшиеся два с половиной года прослужил на атомной подвод-ной лодке К-74.

— Раньше подлодок я никогда не видел, даже в кино. А тут… стоит эта громадина у пирса: 100 с лишним метров в длину, 10 в ширину… Конечно, восхищение и боязнь – куда я попал?..

Непросто привыкать к замкнутому пространству, оно пугает и давит. Никаких иллюминаторов, чтобы посмотреть, на какой глубине находишься и какие рыбы вокруг плавают. Подлодка не батискаф, а боевая единица подводного флота!.. Страшновато, но очень интересно.

На изучение лодки — два месяца, затем получение допуска. И только потом тебе доверяют нести вахту. Ты должен знать все клапаны, переборки этого монстра, свои основные обязанности при штатных и аварийных ситуациях — информации страниц на 50-60 записной книжки.

Вахты — по четыре часа. Стой и следи за приборами. Очень тяжело в первое время, ночью спать хочется. Но осознание того, что от тебя зависит судьба экипажа и самой лодки, прогоняет сон.

— Самое страшное на корабле,- говорит Александр Викторович,- это пожар. За время моей службы были две нештатные ситуации. В первом случае загорелся опреснитель, обошлись без системы ЛОХ, ликвидировали пожар с помощью огнетушителей.

А вторая ситуация была куда серьезнее. Вышли на учения – ракетно-торпедные стрельбы. По сути, были на боевом дежурстве в нейтральных водах. Через каждые четыре часа – всплытие на сеанс связи. В это время был сильнейший шторм. У лодки оборвало антенну. Вода так бушевала, что сорвало обшивку легкого корпуса из металла толщиной 10 мм, квадратов 15.

— Всплывать нельзя, — рассказывает мой собеседник, — в нейтральных водах работаем, где постоянно баражируют норвежские, НАТОвские фантомы. Все засекречено…Четверо суток нас искали. Оказывается, под водой разговаривать можно! Через микрофон, по системе акустики. У той лодки, которая нас искала, знала наши координаты, связь была! Друг друга слышали.

Надо ли говорить, что испытали тогда молодые пацаны, не имевшие опыта в преодолении подобных стрессовых ситуаций. А офицеры, ответственные и за жизнь моряков, и за сохранность лодки…

Бывал Александр Викторович и в Средиземном море. Оно совсем другое – тихое, красивое, теплое и прозрачное, не то что незамерзающее Баренцево, в котором и зимой и летом вода +4… +6 градусов.

Конечно, не на прогулку ходили – в автономное плавание, которое длилось месяца три. Наши подлодки держали в поле зрения авианосцы недружественных стран –
охраняли родные рубежи. В этом районе постоянно находилось по две наших лодки: одни отдежурят, другие на смену им приходят.

Отдал долг Родине – пора из-под воды домой, на Урал. А расставаться с кораблем, с суровым, холодным морем, с экипажем очень тяжело.

— Слезы на глаза наворачиваются, когда прощаешься с подлодкой, целуешь военно-морской флаг…

Но сколько бы лет ни прошло, служба не забудется никогда. Все помнится… Это хорошая школа жизни. Она научила ответственности, целе-устремленности, развила чувство долга. Привить эти ценные качества юным новоуральцам – большое желание Союза новоуральских моряков.

Второй задачей организация считает увеличение и омоложение своих рядов. Служившие на флоте в городе есть, но пока они в свободном плавании.
И конечно, не могла не спросить, почему капитан последним покидает корабль? Меня всегда это интересовало. Вы, кстати, знаете?

Оказалось все очень просто. И глубоко символично. Пока он не убедится в том, что судно утонет, не достанется врагу, он не покидает свой мостик. Ушел капитан – лодка ничья. Она будет принадлежать тому, кто первым ступит на ее корпус. Или той стране, гражданином которой человек является. То есть свое не предаем и не отдаем.

ВО СЛАВУ РОССИИ И ФЛОТА
Как можно отчитаться о своей работе? По-разному: доклад сделать на форуме, рассказать друзьям-знакомым – похвалиться. А еще можно представить результаты своего труда в книге. Такой, как «Моряки Новоуральска на защите России». Это издание – плод многолетней работы актива музея имени героя Советского Союза А.И.Петелина «Морские мили новоуральцев» под руководством Тамары Михайловны Ширяевой. Человек неравнодушный, активный, педагог не только по образованию, но и по призванию, она сумела сплотить юных музейщиков, вдохновила их на поиски материалов о моряках-новоуральцах.

Листаешь книгу и узнаешь очень интересные подробности о горожанах, которые в разное время несли службу во всех регионах мирового океана, охраняя мир и покой россиян.

Под стать участникам Великой Отечественной войны В.Н.Калинину, В.А.Родионову, Ю.Ф.Караморину, В.Н.Желтову ходившие по морям уже в мирное время А.А.Сураев, А.В.Кваченко, Г.И. Польшин, А.И.Тунгусов.

Минометчики, радиотелеграфисты, сигнальщики, инженеры-механики, радиометристы, представители других специальностей — они по-прежнему, и на гражданке, чтят традиции морского братства.

Даже полистав книгу, вглядевшись в мужественные лица представителей Балтийского, Северного или Тихоокеанского флотов, можно по-хорошему им завидовать. Или заболеть морем на всю жизнь.

Надежда СТАХЕЕВА, «Наша городская газета»

Exit mobile version