Уральскому электрохимическому комбинату исполняется 70 лет. О том, как развивается крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана, чем центрифуги поколения 9+ отличаются от первых роторных машин и на какой новый бизнес делают ставки «дочки» комбината,?- в интервью с гендиректором УЭХК Александром Белоусовым.
Секретные материалы
— Комбинат проводит серьезную модернизацию основного технологического оборудования. Вы довольны тем, как идет процесс?
— В основном да. Обновление проходит без потери общей производительности. Заменяем технологическое и вспомогательное электротехническое оборудование, контрольно-измерительные приборы и автоматику. В 2018 году мы направили на модернизацию 8 млрд рублей.
На комбинате работает пять поколений газовых центрифуг: начиная с шестого, заканчивая 9+, на сегодня это самые современные российские центрифуги. У нас на площадке они прошли испытания, а теперь введены в промышленную эксплуатацию.
— Чем газовые центрифуги нового поколения отличаются от предшественниц?
— Габариты машин девятого поколения остались такими же, как у первых центрифуг, но производительность увеличилась на порядок — в первую очередь за счет новых материалов, которые выдерживают большие нагрузки.
Совместными усилиями разработчиков и конструкторов, испытателей и эксплуатационников существенно повышен ресурс серийных центрифуг и их опорной пары: от трех — пяти лет у первых поколений до 35 лет у современных машин. То есть 35 лет ротор беспрерывно крутится со скоростью больше 1,5 тыс. оборотов в секунду. При этом современная газовая центрифуга не только высокотехнологичное изделие, она еще и надежна в эксплуатации.
— Обновление не ограничивается заменой оборудования?
— Безусловно. По эффективности УЭХК — одно из ведущих предприятий в атомной отрасли. За этим стоит большой труд. По итогам последних лет УЭХК признан лидером ПСР. Высокое звание и громадная ответственность — удерживать планку не так-то просто.
Повышение эффективности остается одним из приоритетов. В частности, перед нами стоит задача компактизировать производство — до 2030 года переместить разделительные мощности, химико-металлургический цех и центральную заводскую лабораторию с первой и четвертой промплощадок на шестую и седьмую. Это позволит сократить расходы на содержание площадей, энергоресурсы. Целевое видение УЭХК — компактный, высокоэффективный и производительный комбинат с решенными проблемами наследия.
Кластер широкого профиля
— В Новоуральске работает многопрофильный кластер, который тесно сотрудничает с комбинатом. Расскажите о самых перспективных проектах.
— Успешный проект УЭХК и НПО «Центротех», еще одного предприятия топливной компании, расположенного в Новоуральске,?- ?системы накопления электроэнергии на литий-ионных аккумуляторах. В НПО накопители разработали, а УЭХК стал пилотной площадкой внедрения. Мы первыми в отрасли перевели весь напольный электротранспорт — погрузчики, электрокары — на системы накопления электроэнергии с литий-ионными аккумуляторами. На первом этапе новыми батареями снабдили 30 единиц техники. Экономический эффект от эксплуатации составил 6,3 млн рублей в год. В рамках второго этапа оснастили еще 18 единиц электротранспорта и получили экономию 5,4 млн рублей в год.
Это еще и удобно: системы полностью заряжаются за два часа и потом работают в течение девяти часов. А старые аккумуляторы приходилось подзаряжать уже через три-четыре часа. Отпала надобность в кислотно-щелочном хозяйстве и зарядных станциях. Теперь мы заменяем системы оперативного постоянного тока на новые, с литий-ионными аккумуляторами, тоже разработки «Центротеха». Уже переоснастили две главные понизительные подстанции, и это только начало.
— Еще один проект, о котором много говорят,?- 3D-принтер.
— Да, мы организовали производство двухлазерного мультипорошкового 3D-принтера. Это большая миссия УЭХК, «Центротеха» и еще почти дюжины предприятий и научных институтов «Росатома». Аддитивные технологии — целое направление деятельности, которое, как вы знаете, курирует созданный на базе ТВЭЛ отраслевой интегратор «Русатом — Аддитивные технологии».
Принципиальное отличие нашего принтера от других — он полипорошковый, формирует детали не из одного металлического порошка, а из сплава. С высокой точностью воссоздает мелкие элементы, строит трехмерные изделия по файлу из системы автоматизированного проектирования.
От «РусАТа» получено более двух десятков заявок на изготовление деталей по технологии лазерного сплавления на опытном образце комплекса, работа уже ведется. В этом году на площадке «Центротеха» будут собраны два принтера.
— А чем занимается еще одно предприятие кластера, «дочка» УЭХК «Экоальянс»?
— Это единственный российский производитель каталитических систем. На рынке предприятие уже 25 лет, разрабатывает катализаторы для дизельных, газовых, бензиновых двигателей разной мощности по стандартам от «Евро?3» до «Евро?6». Недавно сделали системы снижения токсичности автомобилей АвтоВАЗа, соответствующие нормам «Евро-6с» и «Евро-6d». Благодаря этому «Ладу 4?4» и «Ладу Весту» допустили к продаже в Европе. Также «Экоальянс» участвует в проекте «Кортеж» — поставляет каталитические блоки для автомобилей Aurus для первых лиц государства.
Компания существенно наращивает выручку, по итогам этого года планирует выйти на 5 млрд рублей.
Думать как китаец
— Вы руководите УЭХК с 2012 года, до этого работали на АЭХК, где прошли путь от инженера-технолога до директора, занимали высокие посты в Министерстве по атомной энергии, в «Техснабэкспорте». А еще семь лет возглавляли строительство газоцентрифужного завода в Китае. Чем вам запомнился Китай?
— Китай — другая культура, другие традиции. Наша команда ехала туда с намерением всех всему научить. Но когда мы окунулись в работу, самоуверенности поубавилось. Нас слушали, но не слышали. Подходы к решению одних и тех же задач у нас и у них оказались принципиально разными.
Но это было только начало наших «высоких дипломатических отношений». Монтаж оборудования без спецтехники — вот где настоящее китайское чудо. Например, каким-то непостижимым образом без крана рабочим удалось доставить в корпус емкости весом по 8 т. Прихожу на площадку и понимаю, что там все делается не по проекту. Спрашиваю у коллеги: отчего так происходит? Он объясняет: мол, нашей цивилизации 6 тыс. лет, мы привыкли идти своей дорогой. Пришлось мне учиться думать как китаец и лавировать. В итоге пустили завод досрочно, заказчик был доволен.
Мне понравилось работать в Китае. Трудолюбивый народ: если поставишь сроки, китайцы уложатся, что бы ни случилось. За семь лет я у них многому научился.
— Главная героиня фильма «Москва слезам не верит» говорила: если научиться организовывать трех человек, дальше количество подчиненных не важно. У вас были подобные прозрения?
— Главное, чтобы была команда — коллеги, которым доверяешь. Это я понял еще в Ангарске. Команду можно сплотить только одним способом — убедив людей в том, что ты разбираешься в предмете управления, и в том, что твой путь перспективен. На Уральском электрохимическом комбинате отличная команда. Мы добиваемся всего, даже того, что кажется невозможным. И за это я благодарен коллегам.