краткие тезисы на городских манжетах Новоуральска
Два года назад состоялся первый конкурс на замещение должности Главы НГО. Я принял в нем участие, представив конкурсной комиссии свое видение перспектив развития нашего города. Сегодня я участвую в аналогичном конкурсе. А поскольку времени с тех пор прошло немного, то за основу очередного материала я позволил себе взять предыдущий вариант – уточнив его и доработав.
Бизнес
В государстве, так и не научившемся не мешать бизнесу, муниципалам только и остается что пытаться посильно ему сопутствовать.
Новоуральск имеет серьезный промышленный потенциал. Однако не следует оценивать предназначение города только с этой позиции. Промышленность поддерживать и развивать, безусловно, нужно. Но полагать ее единственным и безальтернативным направлением не стоит. ТОСЭР – хорошо. Но видеть в них панацею – наивно. Новоуральская экономика должна стремиться к максимальной диверсификации. Только в этом залог ее успешности.
Екатеринбургу еще 20 лет назад тоже прочили индустриальное будущее. А сегодня это город скорее креативный, нежели промышленный. Во всяком случае, локомотивами его развития являются именно креативные отрасли. И это нормально: доля промышленного производства в экономике развитых стран сокращается (до 15?20 % в 2020 г. против 23 % в 2000 г.) – уступая место непроизводственным сферам.
Итак, диверсификация – как национальная новоуральская идея! По-моему, звучит гордо.
При этом я не стал бы уповать на крупный бизнес, живущий и развивающийся по своим, внегородским, законам. Сосредоточиться следует на малом и среднем предпринимательстве (МСП). Кстати, если в России его доля в ВВП равна 22 %, то в развитых странах этот показатель составляет порядка 50?60 % (в Великобритании – 51 %, в Германии – 53 %, в Финляндии – 60 %, в Нидерландах – 63 %). И именно в МСП, учитывая его гибкость и многогранность, заложены механизмы естественного развития и саморегуляции – позволяющие своевременно и точно перенаправляться инвестиционным потокам и перераспределяться рабочей силе.
Беда почти всех моногородов состоит в недоразвитости МСП. Чтобы избежать традиционной их участи, необходимо формировать благоприятную для предпринимательства среду, создавать ей комфортные условия. На это и должны быть направлены наши основные усилия. Однако то, что сегодня заявляется как поддержка МСП в целом, зачастую сводится к точечной поддержке отдельных предпринимателей (микрозаймы, гранды, покупка оборудования и прочее). Что не способствует развитию конкурентной среды и не решает главной задачи – становление в городе бюджетонезависимого бизнеса.
Поэтому развивать город необходимо всеми доступными нам средствами:
- инфраструктурно –вкладываясь, например, в промышленную зону (сегодня эта работа начата, но ее перспективы остаются весьма туманными);
- логистически – совершенствуя транспортную сеть;
- информационно – организуя свои выставки и участвуя в чужих, наращивая присутствие новоуральского бизнеса в информационном пространстве области и России.
Кроме этого, необходимо снижать административные барьеры – для ЗАТО это особенно актуально. По-возможности «разгерметизировать» рынок рабочей силы. Последовательно и настойчиво используя организационные и политические ресурсы на всех уровнях, добиваться корректировки закона о ЗАТО в части:
- снятия ограничений на привлечение зарубежных инвестиций;
- снятия ограничений на гражданский оборот земли и недвижимости;
- либерализации режимных требований для потенциальных инвесторов и рабочих рук.
Городские пространства
В городе люди не только работают, но и живут. Последние события в стране это показали более чем наглядно. Это значит, что необходимо развивать «среду обитания» горожан. Пространство «24/7». Новоуралец должен жить не только в своем доме – он должен жить в своем городе. И здесь я остановлюсь на следующих моментах.
Все, что попадает в поле зрения человека, становится частью его мироощущения. Ты – это то, что ты видишь. Поэтому важно работать с «местами общественного притяжения». Уметь их распознавать. Учиться создавать. И – развивать. В первую очередь, пешеходные зоны, парки и скверы. Причем, не просто их благоустраивать, но – наполнять новыми смыслами (люди стремятся не столько к тому, что красиво и удобно, сколько туда, где интересно). У каждого Места должна быть своя Судьба, своя традиция, свой горожанин. В этой связи я бы не поскупился на привлечение экспертов-урбанистов. Для взаимодействия хотя бы на уровне концепций, идей и отдельных проектов. Кстати, специалисты, привлеченные Росатомом, сумели укрепить в нас понимание необходимости двигаться в данном направлении. Однако дальнейшее, самостоятельное, движение, к сожалению, пока буксует. Не вижу повода не вернуться к этому вопросу с новыми силами. И сделать это на примере двух исключительных мест: бульвара академика Кикоина в Южном районе и эспланады в Привокзальном.
Нужно стремиться к снижению транспортного бремени и реализации внятной парковочной политики. Новоуральск, как и многие современные города, в ближайшем будущем рискует быть задушенным автомобилями. Город не успевает переваривать постоянно растущее их количество. Сегодня – под густым слоем транспортных средств похоронены наши дворы. А завтра – в результате уплотнившегося автотрафика – и остальной город встанет в пробках. Для предотвращения транспортного коллапса необходимо плотно взаимодействовать с управляющими компаниями – в части приведения придомовых территорий к «удобопарковочному» виду. С ГИБДД и городскими службами – в части планирования, строительства, реконструкции и ремонта транспортных артерий, развязок и паркингов (да хотя бы в части нанесения адекватной дорожной разметки). Озадачиться совершенствованием системы общественного транспорта. Универсальных рецептов здесь нет, однако некоторый положительный опыт все же имеется. Главное – захотеть им воспользоваться.
СМИ
Официальные новоуральские СМИ – чрезвычайно важная тема. Сегодня они играют роль скорее пресс-службы городских и областных властей (корпоративные СМИ Росатома – отдельная история). Главными своими задачами ставя освещение деятельности (а то и просто присутствия) первых-вторых лиц и непременное явление позитива с полос и экранов. А если «отдельные недостатки» и бичуются, то «очень отдельно и в рамках дозволенного». Это неправильно. СМИ, даже официальные, должны всесторонне информировать жителей, стимулируя их к осмыслению и вовлечению в происходящее, помогая им ориентироваться в ситуации.
«Если б я был султан», то обязательно постарался бы выстроить такие взаимоотношения с медиа, которые не допускают ни малейшего культа. Ненормально, когда событие становится лишь фоном-поводом для очередного высказывания Главы или Губернатора. И это не вопрос вкуса. Это вопрос взаимоотношений с «человеком на том конце».
Как МСП должно быть независимо от бюджета, так и СМИ, даже в рамках муниципального заказа, должны быть отделены от власти. И наша задача сводится к созданию медиапространства, в котором журналисты максимально свободны в своей профессии, а городское сообщество – имеет широкий выбор в спектре представленных мнений. Думаю, это нам по силам. Со временем.
Помимо чисто информационных, следует использовать образовательные, аналитические и дискуссионные форматы. Примеры тому уже есть: городские интернет-паблики могут подсказать неплохой пример в плане интерактива, подборе тем, привлечения внимания. На них нужно обращать внимание, с ними стоит взаимодействовать. В том числе, при изучении общественного мнения.
Что касается деятельности органов местного самоуправления (МСУ), то следует также подумать об их активной и регулярной жизни в интернете (в частности, в соцсетях). Официальные же сайты должны стать максимально интерактивными.
Критика нужна. Мнения важны. Взаимопонимание просто необходимо.
Не менее важный аспект – устойчивое присутствие Новоуральска в областном информационном пространстве (как вариант – через заключение договоров об информационном обмене с областными СМИ и интернет-ресурсами). На это должна работать как наша событийная повестка в целом, так и отдельные городские инициативы.
Брендинг
Жизнь города должна быть наполненной событиями и поводами к осмыслению, переживанию, эмоционированию. Город как Холст, как Сцена, Книга, Арена. В этом направлении следует продолжать работать – развивая соответствующие площадки: клубные, дискуссионные, музыкальные, театральные, интеллектуальные, литературные… Давая выход креативной энергии неравнодушных и горящих людей.
И в этой связи важно, чтобы Новоуральск умел вызывать интерес и оправдывать ожидания. Умелый брендинг способен справиться с этой задачей. Тема эта тесно перекликается с темами развития городской среды и СМИ. Поскольку бренд города является основой идентичности – для своих. И визитной карточкой – для прочих.
Новоуральск должен уметь себя подавать. И – продавать. Поэтому здесь уместно говорить не только о городском менеджменте, но уже и о городском маркетинге. Современные города давно вступили в борьбу – за внимание, за жителя, за инвестора, за туриста. И от того, с каким «лица необщим выраженьем» Новоуральск будет участвовать в этой схватке, зависит отношение к нему его горожан, гостей и соседей.
В свое время мы уже пытались заниматься этой проблемой, но дело так и не было доведено до конца. Возможно, к ней стоит вновь обратиться – под новыми углами, со свежими взглядами. Так что, упомянутые выше эксперты-урбанисты, совершенствовавшие нам нашу городскую среду, могут не расходиться, а подхватывать следующее направление – брендинг.
Вертикальные и горизонтальные связи
Еще недавно Новоуральск пребывал в прямом федеральном подчинении, и взаимоотношения с областными властями были для него не особенно актуальны. Сегодня же я ставлю их в первый приоритет – поскольку больше половины местного бюджета формируется за счет областных поступлений (из федерального бюджета мы получаем не более 10 %). И акцент следует сделать на максимально активное вхождение в областные программы, средне- и долгосрочные.
Помимо этого, целесообразно наращивать свое присутствие на областном уровне (в том числе, с помощью наших «резидентов»). В этой связи стоит озадачиться инициативой по формированию официального пула представителей средних и крупных городов области. Это может быть верхняя палата областного парламента (наподобие Совета Федерации или Палаты Лордов), либо какая-то иная структура. Уверен, поддержка такой инициативы со стороны муниципалитетов будет гарантирована.
Что касается горизонтальных связей, то весьма востребованы механизмы межмуниципального сотрудничества. Особенно с теми городами, которые расположены в непосредственной близости к НГО. В первую очередь, с Верх-Нейвинским, являющимся «входной группой» для Новоуральска. Точек соприкосновения у нас масса, общих проблем тоже достаточно. Не вижу повода не усилить наше взаимодействие.
Городские сообщества
Главная проблема взаимоотношений власти и общества в том, что «у власти вместо окон зеркала». Разработка схем взаимодействия с различными социальными группами (в том числе, в условиях атомизации общества), совершенствование процедур публичных консультаций и слушаний (даже помимо прописанных в законодательстве), сотрудничество с экспертными сообществами – темы сколь интересные, столь же и важные.
Мнения, озвучиваемые только «системными» общественными организациями, полного и объективного среза не предоставляют. В дополнение к ним нужны новые варианты сотрудничества – основанные на использовании «низовых» инициатив. И здесь крайне важно запастись терпимостью, деликатностью и вниманием – дабы не оттолкнуть от себя развернувшихся к нам и поверивших в нас.
В целях получения обратной связи необходим мониторинг общественных запросов и предпочтений:
- общественный – со стороны различных групп и сообществ;
- профессиональный – с привлечением экспертов-социологов.
Вообще, качественный мониторинг – мечта любой власти. И здесь я позволю себе понадеяться на помощь Росатома. Насколько мне известно, определенные исследования и опросы на территориях присутствия им уже организовывались. Время от времени. Весьма полезно осуществлять их на регулярной основе и в связке с органами МСУ.
Избирательная система
- Прежде всего, считаю необходимым побороться за возвращение в ЗАТО прямых выборов их Глав. Включив в решение этой задачи весь лоббистский ресурс, в первую очередь, Росатом. Только так – вернув выборы, чем продемонстрировав реальное доверие со стороны государства, – можно рассчитывать на взаимное доверие со стороны граждан.
- В начале года я выступил с инициативой о переходе от одномандатной системы формирования Думы НГО к многомандатной.
Основные преимущества:
- совпадение границ избирательных округов с границами районов, а значит, с «границами проблем»;
- объединение депутатских ресурсов и возможность распределения ролей в депутатской команде;
- возможность для избирателя «моделировать» состав будущей депутатской команды от округа;
- максимально равномерное представительство в Думе различных городских страт;
- минимизация нежелательных последствий от прохождения недобросовестных депутатов;
- уменьшение нагрузки на бюджет при организации выборов (примерно на четверть).
Основные риски:
- размывание ответственности между депутатами;
- «избирательская дезориентация» – вызванная большим количеством кандидатов в списках;
- трудности при подсчете голосов на избирательных участках;
- сложности ведения предвыборной агитации для малобюджетных кандидатов.
Сейчас самое время заняться проработкой этого вопроса – поскольку до выборов еще далеко. Но к сожалению, ни депутаты, ни общественные организации, где я выступал, в большинстве своем меня не поддержали. Пока. Возможно, в статусе Главы НГО я смог бы стать более убедительным.
Бюджетный процесс
В конце мая я выступил с предложением о введении в бюджетный процесс НГО нового, «нулевого», этапа – связанного с принятием Думой «предварительных предложений» в бюджет на следующий год. Этот этап должен был стать началом работы над очередным бюджетом и позволил бы заранее урегулировать многие спорные моменты, традиционно возникающие после оформления проекта бюджета.
К сожалению, процедурная сторона инициативы поддержки у депутатов не нашла. Однако по сути своей серьезных возражений у них не вызвала. Таким образом, имеет смысл вернуться к рассмотрению вопроса под несколько иным углом зрения. И тогда бюджетный процесс в НГО будет иметь неплохие перспективы для совершенствования.
Здравоохранение
Безусловно, сегодня это проблема номер один. И для ее решения, с моей точки зрения, будет недостаточно ни кадровых жертвоприношений, ни «бережливых поликлиник», ни прочих ПСР-активностей. Поскольку причины наших бед лежат далеко за пределами города. И заключаются они в общей организации системы здравоохранения и в остаточном характере его господдержки. Поэтому косметические манипуляции – типа выплаты подъемных или предоставления квартир молодым специалистам – ситуацию на исправят.
А значит, разговор о путях выхода должен вестись по-иному – в других кабинетах и на других уровнях.
Заключение
К сожалению, краткие тезисы не способны отразить всех проблем Новоуральска и описать все направления его развития. За рамками остались такие темы-тяжеловесы, как мусорная реформа, коммунальная реорганизация, судьба площадей под бывшим ЗАО «АМУР». Все они, как и тема здравоохранения, вызывают массу вопросов и опасений. И то обстоятельство, что я не развил их в данном материале, говорит лишь о том, что посвящать им нужно отдельные серьезные документы. И адресовать их серьезным людям с серьезными полномочиями. И это должно стать первоочередной задачей для будущего Главы. Кто бы им не стал.
Ну а чтобы придать моему куплету о Родном Городе некую целостность, скажу, что я абсолютно уверен – Новоуральск справится. Пообожжется, поплачет, поругается… Но – справится.
Имя обязывает.
Максим СЕРГЕЕВ
кандидат на должность Главы НГО