Site icon Новоуральский городской портал

Объединение МУПов и ОТЭК: как проходит централизация теплоснабжения в Новоуральске?

На протяжении нескольких месяцев в Новоуральске проходят мероприятия по подготовке к централизации систем теплоснабжения, которые окружены массой слухов. Влияет на поднятие ажиотажа вокруг темы и высказывания части писак-депутатов, которые вновь усматривают в происходящем происки врагов и рейдерские захваты имущества казны города. Мы же решили максимально и по факту осветить происходящее, не вдаваясь в эмоции.

Главное, что стоит понимать, это то, что в данный момент проходят работы сразу в 3 направлениях, которые, хоть и могут быть взаимосвязаны при определенных обстоятельствах, и влияют друг на друга, но все же разграничены, ведутся параллельно друг другу и велись бы даже по отдельности. Потому, мы решили пройтись по каждому направлению отдельно, не смешивая все в кучу.

Долги Городских теплосетей

Первый пласт работы связан с долгами предприятия МУП «Гортеплосети». Ни для кого не секрет, что МУП «Гортеплосети» находятся в тяжелом состоянии. На сегодняшний день их долг перед АО «УЭХК» составляет порядка 670 миллионов рублей (из них более 603 миллионов — основной долг, остальное — проценты). Выходом из сложившейся ситуации предполагается присоединение ГТС к МУП «Водогрейная котельная». В этом случае прибыль, полученная от производства тепловой энергии, будет направляться на погашение сверхнормативных потерь в сетях ГТС. Второй момент заключается в том, что укрупнение муниципального актива в любом случае повысит операционную эффективность деятельности предприятий и приводит к оптимизации процессов управления предприятием. Плюс, их объединение впоследствии даст механизмы погашения долгов перед УЭХК. Позиция Администрации НГО в отношении необходимости объединения двух МУП была согласована с руководством АО «УЭХК», «АО «ОТЭК» и АО «ТВЭЛ» на рабочем совещании.

Работа с муниципальным имуществом.

Второй пласт работы связан с законодательством о муниципальных и унитарных образованиях. Дело в том, что в соответствии с подготавливаемым законопроектом, все муниципальные унитарные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы в другую форму собственности уже до 1 января 2021 года и работы в этом направлении начались в муниципалитетах уже давно. Исключение составляют МУП и ГУП, созданные для обороны или безопасности страны. Соответственно, сейчас, присоединив ГТС к ВК, администрация заодно принимает меры и по уменьшению их количества, что облегчит дальнейшие работы в сторону перевода МУПов в другие формы собственности и дальнейшей централизации системы теплоснабжения. В последующем возможны действия с единым имущественным комплексом (передача в концессию, продажа), а решением Думы НГО от 27.03. 2013 №33 уже предусмотрена процедура реорганизации в отношении обоих МУПов. Отдельно хотелось бы отметить, что при процедуре объединения предприятий — абсолютно весь рабочий и технический персонал сохраняет рабочие места.

Централизация системы теплоснабжения и ОТЭК

Третий пласт работ направлен на централизацию всей системы теплоснабжения у одного интегратора, что обеспечит повышение надежности и безопасности самой системы, большую эффективность, единую диспетчеризацию и снижение тарифов на закупаемый газ, что со временем позволит решить вопрос погашения задолженности перед АО «УЭХК».

И вот тут на арену выходит АО «ОТЭК». Компании присвоен статус единой теплоснабжающей организации и именно она в состоянии стать последним звеном на пути полной централизации всей системы городского теплоснабжения. Интересен вариант и самому АО «ОТЭК». Однако, во время переговоров стороны столкнулись с небольшим недопониманием.

С одной стороны, и Администрация города, и представители управляющих компаний, видят много плюсов в передаче всего теплового комплекса в руки одного управленца — совпадают их интересы и в части обеспечения людей качественной услугой отопления и горячего водоснабжения. Вот только условия таковой передачи представители АО «ОТЭК» видят несколько не так, как желательно.

В то время, как Администрация предлагает сразу несколько вариантов дальнейшей работы, представителей ОТЭК не устраивает ни один из них и они диктуют свое требование — арендовать сети и часть имущества Водогрейной котельной. Что нарушает как Федеральный закон №161 о МУПах, когда предприятие теряет основной вид деятельности и нарушается Устав самого предприятия, так и частично Антимонопольное законодательство. Хуже того, передача в аренду части имущества грозит уголовным преследованием и самому Главе НГО по ст. «Превышение должностных полномочий», ведь в законодательстве о теплоснабжении четко прописано, что объекты коммунальной инфраструктуры старше 5 лет можно передавать только и только в концессию, аренда на них запрещена. Потому, или все должно остаться в муниципальной собственности, или весь комплекс должен перейти в ОТЭК. Этого же мнения придерживаются и в Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области. Однако, представители ОТЭК почему-то считают уголовную составляющую в их предложении — «незначительными рисками», что несколько настораживает.

Второй момент недопонимания связан с долгами Гортеплосетей. Даже при теоретическом взятии имущества в аренду, — все долги Гортеплосетей остаются «висеть» на Администрации, как учредителе МУПа. А это значит, что в любой момент, имея на руках прибыльные активы города, тот же ОТЭК может выставить исполнительный лист самой Администрации — а это единовременно больше полумиллиарда рублей. Как пояснил по этому вопросу Глава Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов — по долгам будет вестись отдельный разговор при разработке концессионного соглашения, и министерство точно не собирается поддерживать позицию, когда долги можно будет в любой момент повесить на бюджет города. Тем более, что буквально перед новым годом со стороны ОТЭК уже были попытки надавить на Администрацию, путем уклонения от заключения договоров с МУПами на 2019 год, предъявлением исполнительных листов в адрес Теплосетей и неоплатой их услуг, выплатив по договору цессии часть средства в счет погашения долга напрямую УЭХК, что заставило понервничать и всех работников Гортеплосетей, чьи зарплаты оказались под угрозой, и профсоюзы города, и саму Администрацию.

На самом деле, ситуация гораздо проще, чем кажется: у ОТЭК, как подконтрольного предприятия Госкорпорации «Росатом», задача — с наименьшими потерями вернуть долги в контур ГК, у города, в свою очередь, — с минимальными рисками перевести теплоснабжение города на централизованную систему управления, когда подготовка теплоносителя, его транспортировка и использование находятся в одних руках, что наиболее целесообразно.

На данный момент основными предложениями по централизации системы теплоснабжения после объединения двух унитарных предприятий (ГТС и ВК) со стороны Администрации в сторону ОТЭК являются:

Оба варианта не противоречат законодательству и не влекут за собой рисков для участников соглашения. А вот согласится ли ОТЭК на законные способы объединения усилий, цель которых — вывести город на новый уровень в области работы системы теплоснабжения — увидим. В любом случае, независимо от согласия или несогласия Объединённой теплоэнергетической компании, город продолжит вести работы по централизации системы, как того требует современное законодательство.

Ну а мы, в свою очередь, выражаем надежду, что стороны примут во внимания цели и опасения друг друга, придут к определенному соглашению, которое устроит обе стороны и продолжат работу на взаимовыгодных условиях.

Мария ЗАЛЕСОВА

Exit mobile version