Новоуральский городской портал
[Сделать стартовой] [Добавить в закладки]

Главная
Новости
Бизнес
Власть
Афиша
Справка
ТВ
Радио
Реклама
Контакты
ЖКХ
Гость редакции
 
 


Яндекс.Погода

Наши партнеры

ООО «Управляющая Жилищная Компания «Новоуральская»

Сайт города Невьянска, история города, много фотографий, городская карта, расписание Ж/Д и автотранспорта, форум, чат, телефонный справочник

 Наша кнопка

Новоуральский городской портал

Новости -> Образование
 
2018-05-07 23:33:05

Можно ли договориться с подростком?

Подросток и его родители находятся в разных системах координат: он стремительно меняется - они стараются сохранить стабильность; родители хотят, чтобы ребенок сначала поумнел, стал ответственным, а потом проявлял своеволие - у него получается только наоборот. Истинные причины серьезных нарушений поведения подростка, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком. При этом важно понять (а это нелегко) и этим пониманием руководствоваться - в число трудных обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним.

 
Что же происходит с ребенком? Есть ли надежда на содержательный разговор, несмотря на глухую стену? Как дать понять ребенку-подростку, что вы готовы к диалогу? Об рассказал профессор Института психологии УрГПУ (Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва), автор книг по психологии детства, создатель комплекса технологий и программ развития творческих способностей ребенка доктор психологических наук Александр Лобок.
 
- Александр Михайлович, есть мнение, что подростковый возраст является в первую очередь испытанием для родителей. Так ли это?
- Мы часто спорим с подростками, но наша проблема в том, чтобы понять то, что не подлежит пониманию. Экзистенциальный смысл появления подростка в этом мире - задать нам сумму загадок и провокаций. Это проверка для нас на способность думать нестандартно. Подросток создает ситуации, когда нельзя договориться в рамках ранее установленных правил, а значит, в сознании родителей должна произойти революция, которая повлечет за собой смену парадигмы воспитания. Подросток переживает огромное количество внутренних сложностей. В первую очередь это встреча с собой новым, неожиданным и парадоксальным. Подросток сталкивается с новым, совершенно иным образом своего тела, и это становится колоссальным испытанием для него самого. Уже в возрасте трех лет ребенок практически полностью владеет своим телом. И вдруг в подростковом возрасте он вновь обнаруживает, что в его теле есть что-то, чем он не владеет. Это требует осмысления, выходящего за рамки наивного доверия родителям или информации, получаемой в школе.
 
- Насколько эта ситуация сегодня осложняется конфликтом поколений?
- Давайте начнем с того, что мы, взрослые, сами толком не разобрались ни со своим подростковым возрастом, ни со своей сексуальностью. Во всех взрослых людях присутствует подросток с неразрешенным комплексом своих проблем и трудностей. Например, употребление матерной лексики как раз является сублимацией не до конца реализованного подросткового возраста. Задумайтесь, почему подросток внезапно испытывает навязчивое желание использовать такую лексику? Это как раз драматургия непонятной встречи со своим телом, озвучивание его переживаний. Это страх перед собственной и чужой сексуальностью.
Вопрос не в том, что общество учит плохому, а в том, что подросток, проговаривая эти «грязные» слова, «отыгрывает» определенные переживания. Если эти переживания не будут разрешены, человек даже во взрослом возрасте будет активно пользоваться такой лексикой.
 
- Есть ли сегодня в проблеме подросткового возраста что-то новое, чего не было раньше?
- Мне кажется, что нет. Это вечное испытание, некий невероятно значимый вызов, который подросток бросает всем нам. Человек вообще не подвержен дрессировке - в какой-то момент он обязательно начинает сопротивляться. А подросток - это кульминация отрицания и противодействия дрессировке. Это акт окончательного отрыва от пуповины, когда он говорит: «Я имею право быть иным!». Подросток окружен ограничениями и пытается понять, на что он имеет право и может ли он хотя бы свободно распоряжаться своим телом. Обратите внимание на популярность пирсинга среди подростков - это ситуация, доведенная до предела. Это не попытка выделиться, а, скорее, заявление прав на собственное тело. Аналогичная ситуация возникает, когда подросток идет по суицидальному пути - это утверждение права распоряжаться своей жизнью. На самом деле подросток ужасно устает от того, что его жизнь постоянно кому-то или чему-то принадлежит - каким-то внешним целям, довлеющим над ним родителям и т.д. Это крайняя ситуация, но это, по сути, поиск собственных границ. Подросток пытается понять - насколько далеко простираются его границы? Позволит ли ему внешний мир построить свое, пусть нелепое или неправильное, но собственное пространство? Даст ли право на ошибку? И чем меньше подросток может реализовать это право, чем теснее эти границы, тем более деструктивным становится протест.
 
- Нам задают вопрос: «Как нам понять своего ребенка, ведь мы тоже были подростками, но время было другое и все было иначе?»
- Очень хорошо, если родителям хочется понять своего ребенка, но сначала нужно ответить на вопрос - а понимают ли родители сами себя? Понять ребенка означает осознать, до какой степени человек выходит за рамки сложившегося мнения. Осознать, что он не может быть умещен в границы какого-то однозначного понимания. Понять подростка практически невозможно, но нужно прилагать усилия в этом направлении, осознавая, что добиться полного контакта не получится. Это невозможно, так как подросток сам себя не понимает. Он находится в критической ситуации, на пределе своих возможностей, в то время как мы зачастую просто имитируем понимание.
 
- В то же время нам часто кажется, что подросток действует, имея достаточно продуманную стратегию поведения.
- Пытаясь понять действия подростка, мы должны обращать внимание на малейшие зацепки. На самом деле он формирует вокруг себя своеобразную карту своей жизни - показывает свои точки опоры. В этом отношении интересны компьютерные игры, фильмы, музыка, которую слушают подростки. В этом возрасте дети часто слушают достаточно агрессивную музыку, через которую пытаются высказать собственную драму. Подросток далеко не всегда имеет возможность передать свое состояние словами - как правило, у него достаточно туманные представления о происходящем с ним.
 
- Приходится ли вам сталкиваться с подростками, чрезмерно увлеченными компьютерными играми?
- Это еще одна зацепка для понимания подростка. Часто приходят родители и просят дать им готовый рецепт, который избавит их ребенка от пристрастия к компьютерным играм. При этом они оказываются не в состоянии ответить на простейший вопрос - во что играет их ребенок? И после этого родители утверждают, что интересуются жизнью своего сына! Нам может не нравиться актуализация подростка, когда она происходит не посредством учебы или другой полезной деятельности, а через бессмысленные, по мнению взрослого, вещи. Но если подросток что-то делает, значит, он таким образом реализует свои глубинные потребности. В подростке появляется сразу много разных сущностей - это расщепление похоже на шизофрению. Он не знает, как взаимодействовать с различными частями собственной личности. Есть части, которые подросток ненавидит и вполне может быть, что, играя в компьютерную игру, он борется с какими-то аспектами своей личности. Если подросток не научится взаимодействовать с различными своими частями, рано или поздно эти конфликты могут начать управлять им. Это одна из основных задач подросткового возраста - не позволить свои темным сторонам взять верх над остальной личностью. Естественно, что на фоне разыгрывающейся внутри подростка драмы требования родителей посвятить себя учебе или сконцентрироваться на математике выглядят как минимум странно.
 
- Как все-таки переключить подростка на более конструктивные занятия?
- Некоторые родители пытаются бороться с подростком, объясняя необходимость выполнять те или иные действия долгом, пользой или другими абстрактными понятиями. В ответ у подростка возникает вполне логичный вопрос: а происходит ли у взрослых актуализация в тот момент, когда они ломают себя через коленку? Зачем заставлять себя, если ты не чувствуешь себя от этого счастливым? И взрослым нечего им ответить, потому что они редко умеют быть счастливыми в том, что они делают. Именно в этом заключается возможность привлечь ребенка к выполнению его социальных обязанностей - сделать их выполнение более интересным и привлекательным. Когда подросток выясняет, что даже в самых неинтересных или насильно навязанных вещах он может оставаться собой, ему проще выполнять свои обязанности. Поразительно, сколько энергии тратят родители, чтобы заставить ребенка выучить стихотворение. Однако если бы взрослые подумали, как сделать процесс изучения интересным в первую очередь им самим, они бы легко привлекли внимание подростка, а побочным эффектом их общения стал бы выученный учебный материал.
 
- Чем мы можем помочь подростку?
- Мы можем помочь, только если понимаем, что и для нас самих те же самые явления представляли и представляют проблему. Тогда мы сможем понять подростка и говорить с ним почти на одном языке. С одной стороны, мы постоянно говорим о том, что взрослеющие дети ищут коммуникации, но в то же время этот возраст характеризуется неким неутоленным одиночеством. Что такое подростковая коммуникация, в которую подростки никогда не впускают взрослых? На первый взгляд она примитивна - постоянно обговариваются простые, неглубокие вещи, причем активно используется сниженная лексика. Но если какие-то вещи проговариваются снова и снова, значит, они важны для подростков! Рассказывать об этом взрослым им нельзя, потому что реакция может быть остро негативной. Но ведь это волнует подростка! В первую очередь он требует обсуждения главного вопроса: что мне делать со своим телом? В моей практике часто приходится общаться с взрослыми людьми, которые многого достигли, но до сих пор так и не ответили на этот вопрос. Они так и не научились обращаться со своим телом и делать его счастливым, в связи с чем у вполне состоявшихся людей начинается невротическая гонка, проявляющаяся, например, в сексуальных приключениях. И когда начинаешь работать с таким взрослым, наружу выходят простейшие вопросы, которые обычно возникают еще в 12-13 лет.
Если взрослый действительно хочет помочь подростку разобраться в себе, он должен делать это не с позиции нотаций. Необходимо осознать, что вызов, который бросает вам подросток, лежит на другом уровне, далеком от повседневности. Подросток не может внятно объяснить вам свое мироощущение, но может передать его строчкой песни. И если вы попытаетесь воспринять его на этом уровне, он перестанет ощущать себя одиноким.
 

Материал подготовила Ольга Галузина



Комментарии:



Имя пользователя: 
Добавить комментарий:
Введите символы: 


 
 

"БРАВЕКТО" -таблетки от клещей, блох, демодекоза, отодектоза. Срок действия 3 месяца...
Контакты: Победы,12 Ветклиника "НовоВет"
Производственное Объединение «СанТермо» предлагает широкому кругу заказчиков из Екатеринбурга и ...
Контакты: Телефон: +7(800)700-72-02, +7(343)253-17-00
Одним из видов услуг металлообработки, которые Производственное Объединение «СанТермо» предлагает ...
Контакты: Телефон: +7(800)700-72-02, +7(343)253-17-00
Компания «СанТермо» - известный производитель изолированных труб и фасонных изделий, предлагает ...
Контакты: Телефон: +7(800)700-72-02, +7(343)253-17-00
Компания НСИБ является производителем оборудования для производства газобетона, пенобетона, полистирол ...
Контакты: 8-800-222-34-73
Аренда гусеничного экскаватора Komatsu PC200, ковш 1 м3, есть дополнительное навесное оборудование: ...
Контакты: 89126216297
Вход
 
Логин:
Пароль:
запомнить зарегистрироваться