Росатом возьмёт опасные отходы под контроль

3
1530
Владимир Бурматов

Законопроект о создании федеральной системы обращения с опасными отходами принят в первом чтении

На пленарном заседании Государственной Думы 26 июня в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потреб­ления» и в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Документ предполагает отдать наиболее опасные отходы под учёт Государственной корпорации «Росатом».

Частники рынка не справляются, необходима помощь государства

В России вопрос утилизации отходов чрезвычайно высокой опасности стоит очень остро: катастрофически не хватает мощностей по обезвреживанию, не ведётся автоматизированный учёт и контроль за их обращением.

Законопроект даст импульс для развития принципиально новой отрасли в стране. Теперь обращение опасных отходов и необходимую для этого инфраструктуру будут контролировать на федеральном уровне. Отслеживать их движение от образования до утилизации планируют в режиме реального времени. Единая государственная информационная система будет включать сведения об образовании отходов I и II классов опасности, лицензированных предприятиях по обращению с отходами, а также объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Одновременно будет создана инфраструктура для переработки отходов.

Как отметил докладчик по законопроекту, статс-секретарь — заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков, в России ежегодно образуется порядка 350-400 тысяч тонн отходов I-II классов опасности, при этом объектов для обращения с ними недостаточно, поэтому обезвреживается только 1,5 процента отходов. «Законопроект предусматривает фундаментальное преобразование системы обращения с опасными отходами и обеспечения экологической безопасности страны. В системе обращения с опасными отходами будут определены федеральная схема и единый федеральный оператор», — подчеркнул Сергей Новиков.

Необходимо преобразование системы обращения с опасными отходами

Выступивший содокладчиком по законопроекту председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов подчеркнул необходимость скорейшего решения проблемы обращения с опасными отходами: «Каждая пальчиковая батарейка, являясь отходом II класса опасности, при попадании в окружающую среду отравляет 20 квадратных метров почвы или 40 литров воды, которые восстанавливаются более 30 лет. А среда, загрязнённая отходами I класса опасности, не подлежит восстановлению вовсе».

Каждая пальчиковая батарейка при попадании в окружающую среду отравляет 20 квадратных метров почвы

«Порядок в этой сфере наводить необходимо. Без единого национального оператора, который будет нести ответственность за создание системы, тут не обойтись. Как показывает уже имеющийся опыт, силами одних только частных компаний создать эффективную систему обращения с опасными отходами не удаётся. Надо провести полномасштабную инвентаризацию всех полигонов, предприятий, производящих отходы I и II классов опасности, и собрать в единую систему все имеющиеся на сегодняшний день возможности по минимизации таких отходов и их переработке», — считает депутат Государственной Думы Игорь Игошин.

Сергей Новиков

В рамках федеральной схемы будет создана сеть из семи производственно-технических комплексов по обращению с отходами I-II классов опасности. Первые ПТК будут созданы на базе объектов по уничтожению химического оружия в Кировской, Саратовской, Курганской областях и Удмуртской Республике. Как полагают разработчики законопроекта, новых мощностей в совокупности с уже имеющимися предприятиями по обработке опасных отходов будет достаточно.

Добросовестные компании продолжат утилизировать отходы самостоятельно

Законопроект предполагает не только передачу отходов I-II классов опасности федеральному оператору, но и возможность самостоятельной обработки и утилизации отходов предприятиями, имеющими соответствующую лицензию на данную деятельность. Предприятия-«отходообразователи», которые ранее успешно обезвреживали отходы I-II классов опасности самостоятельно, смогут продолжить эту деятельность. Лицензированные организации, которые уже успели зарекомендовать себя как добросовестные партнёры, получат статус «операторов по обращению с отходами».

«Речь не идёт о создании государственной монополии. Существующие предприятия, которые перерабатывают отходы I-II классов опасности, будут также вовлечены в федеральную схему. Законопроект гарантирует сохранность их деятельности», — сообщил Владимир Бурматов.

Тем не менее, по мнению экспертов, государственный контроль в сфере обращения с отходами обязателен: «Несмотря на развитие конкуренции, структур, заинтересованных в работе с такими видами отходов жизнедеятельности, государство не может быть в стороне. Государственный учёт, контроль и мониторинг здесь необходим», — подчёркивает член Комитета Государственной Думы по образованию и науке, депутат от Удмуртской Республики Алексей Загребин.

«Законопроект позволит в стране создать прозрачный и эффективный контроль за «теневыми» объёмами образования данного класса отходов, их перемещением и утилизацией», — утверждает депутат Государственной Думы Александр Фокин.

Недостаточный контроль за переработкой опасных отходов позволял недобросовестным коммерческим компаниям складировать опасные вещества в непредназначенных для этого местах. Через какое-то время такой бизнес закрывался, а опасные отходы продолжали отравлять окружающую среду. Именно по этой причине у кого-то рядом с домом начинал светиться грунт или в реке погибала вся рыба. Виновников же подобных ситуаций, как правило, уже не найти.

Парламентарии пришли к выводу, что для обеспечения экологической безопасности страны и сохранения здоровья людей контролируемая система обращения опасных отходов должна быть создана на государственном уровне.

Мария Косенкова. Парламентская газета, 2019

3 КОММЕНТАРИИ

  1. В НПО фактически простаивают незагруженные мощности для очистки и обезвреживания растворов и стоков гальванических производств. Опыт выполнения сторонних заказов также имеется.

  2. В отсутствии на комбинате науки и идей , я давно предлагал топить за мусор в т ч и за отходы разных классов опасности которые и так размещают на нашем полигоне без всяких решений. Неужели некогда высоконаучное предприятие сегодня может лишь копаться в говне? Кстати оборудование очистных сооружений не годится для очистки гальванических стоков , оно заточено под переработку никель и кадмий содержащих растворов проектировалось очень давно , а на сегодня технологии ушли далеко вперёд.

Добавить комментарий для 123 Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.