На протяжении нескольких месяцев в Новоуральске проходят мероприятия по подготовке к централизации систем теплоснабжения, которые окружены массой слухов. Влияет на поднятие ажиотажа вокруг темы и высказывания части писак-депутатов, которые вновь усматривают в происходящем происки врагов и рейдерские захваты имущества казны города. Мы же решили максимально и по факту осветить происходящее, не вдаваясь в эмоции.

Главное, что стоит понимать, это то, что в данный момент проходят работы сразу в 3 направлениях, которые, хоть и могут быть взаимосвязаны при определенных обстоятельствах, и влияют друг на друга, но все же разграничены, ведутся параллельно друг другу и велись бы даже по отдельности. Потому, мы решили пройтись по каждому направлению отдельно, не смешивая все в кучу.

Долги Городских теплосетей

Первый пласт работы связан с долгами предприятия МУП «Гортеплосети». Ни для кого не секрет, что МУП «Гортеплосети» находятся в тяжелом состоянии. На сегодняшний день их долг перед АО «УЭХК» составляет порядка 670 миллионов рублей (из них более 603 миллионов — основной долг, остальное — проценты). Выходом из сложившейся ситуации предполагается присоединение ГТС к МУП «Водогрейная котельная». В этом случае прибыль, полученная от производства тепловой энергии, будет направляться на погашение сверхнормативных потерь в сетях ГТС. Второй момент заключается в том, что укрупнение муниципального актива в любом случае повысит операционную эффективность деятельности предприятий и приводит к оптимизации процессов управления предприятием. Плюс, их объединение впоследствии даст механизмы погашения долгов перед УЭХК. Позиция Администрации НГО в отношении необходимости объединения двух МУП была согласована с руководством АО «УЭХК», «АО «ОТЭК» и АО «ТВЭЛ» на рабочем совещании.

Работа с муниципальным имуществом.

Второй пласт работы связан с законодательством о муниципальных и унитарных образованиях. Дело в том, что в соответствии с подготавливаемым законопроектом, все муниципальные унитарные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы в другую форму собственности уже до 1 января 2021 года и работы в этом направлении начались в муниципалитетах уже давно. Исключение составляют МУП и ГУП, созданные для обороны или безопасности страны. Соответственно, сейчас, присоединив ГТС к ВК, администрация заодно принимает меры и по уменьшению их количества, что облегчит дальнейшие работы в сторону перевода МУПов в другие формы собственности и дальнейшей централизации системы теплоснабжения. В последующем возможны действия с единым имущественным комплексом (передача в концессию, продажа), а решением Думы НГО от 27.03. 2013 №33 уже предусмотрена процедура реорганизации в отношении обоих МУПов. Отдельно хотелось бы отметить, что при процедуре объединения предприятий — абсолютно весь рабочий и технический персонал сохраняет рабочие места.

Централизация системы теплоснабжения и ОТЭК

Третий пласт работ направлен на централизацию всей системы теплоснабжения у одного интегратора, что обеспечит повышение надежности и безопасности самой системы, большую эффективность, единую диспетчеризацию и снижение тарифов на закупаемый газ, что со временем позволит решить вопрос погашения задолженности перед АО «УЭХК».

И вот тут на арену выходит АО «ОТЭК». Компании присвоен статус единой теплоснабжающей организации и именно она в состоянии стать последним звеном на пути полной централизации всей системы городского теплоснабжения. Интересен вариант и самому АО «ОТЭК». Однако, во время переговоров стороны столкнулись с небольшим недопониманием.

С одной стороны, и Администрация города, и представители управляющих компаний, видят много плюсов в передаче всего теплового комплекса в руки одного управленца — совпадают их интересы и в части обеспечения людей качественной услугой отопления и горячего водоснабжения. Вот только условия таковой передачи представители АО «ОТЭК» видят несколько не так, как желательно.

В то время, как Администрация предлагает сразу несколько вариантов дальнейшей работы, представителей ОТЭК не устраивает ни один из них и они диктуют свое требование — арендовать сети и часть имущества Водогрейной котельной. Что нарушает как Федеральный закон №161 о МУПах, когда предприятие теряет основной вид деятельности и нарушается Устав самого предприятия, так и частично Антимонопольное законодательство. Хуже того, передача в аренду части имущества грозит уголовным преследованием и самому Главе НГО по ст. «Превышение должностных полномочий», ведь в законодательстве о теплоснабжении четко прописано, что объекты коммунальной инфраструктуры старше 5 лет можно передавать только и только в концессию, аренда на них запрещена. Потому, или все должно остаться в муниципальной собственности, или весь комплекс должен перейти в ОТЭК. Этого же мнения придерживаются и в Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области. Однако, представители ОТЭК почему-то считают уголовную составляющую в их предложении — «незначительными рисками», что несколько настораживает.

Второй момент недопонимания связан с долгами Гортеплосетей. Даже при теоретическом взятии имущества в аренду, — все долги Гортеплосетей остаются «висеть» на Администрации, как учредителе МУПа. А это значит, что в любой момент, имея на руках прибыльные активы города, тот же ОТЭК может выставить исполнительный лист самой Администрации — а это единовременно больше полумиллиарда рублей. Как пояснил по этому вопросу Глава Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов — по долгам будет вестись отдельный разговор при разработке концессионного соглашения, и министерство точно не собирается поддерживать позицию, когда долги можно будет в любой момент повесить на бюджет города. Тем более, что буквально перед новым годом со стороны ОТЭК уже были попытки надавить на Администрацию, путем уклонения от заключения договоров с МУПами на 2019 год, предъявлением исполнительных листов в адрес Теплосетей и неоплатой их услуг, выплатив по договору цессии часть средства в счет погашения долга напрямую УЭХК, что заставило понервничать и всех работников Гортеплосетей, чьи зарплаты оказались под угрозой, и профсоюзы города, и саму Администрацию.

На самом деле, ситуация гораздо проще, чем кажется: у ОТЭК, как подконтрольного предприятия Госкорпорации «Росатом», задача — с наименьшими потерями вернуть долги в контур ГК, у города, в свою очередь, — с минимальными рисками перевести теплоснабжение города на централизованную систему управления, когда подготовка теплоносителя, его транспортировка и использование находятся в одних руках, что наиболее целесообразно.

На данный момент основными предложениями по централизации системы теплоснабжения после объединения двух унитарных предприятий (ГТС и ВК) со стороны Администрации в сторону ОТЭК являются:

  • передача в концессию объединенного комплекса теплоснабжения;
  • приватизация единого предприятия в Акционерное общество и реализация акций на аукционе по цене, определенной в соответствии с Законом об оценочной деятельности, при которой АО «ОТЭК» сможет участвовать в заявленном аукционе.

Оба варианта не противоречат законодательству и не влекут за собой рисков для участников соглашения. А вот согласится ли ОТЭК на законные способы объединения усилий, цель которых — вывести город на новый уровень в области работы системы теплоснабжения — увидим. В любом случае, независимо от согласия или несогласия Объединённой теплоэнергетической компании, город продолжит вести работы по централизации системы, как того требует современное законодательство.

Ну а мы, в свою очередь, выражаем надежду, что стороны примут во внимания цели и опасения друг друга, придут к определенному соглашению, которое устроит обе стороны и продолжат работу на взаимовыгодных условиях.

Мария ЗАЛЕСОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.